ДОРОЖНЫЙ СБОР ДОБАВЯТ В БЕНЗИН

Правительство страны решило изменить подход к финансированию ремонта и строительства дорог. Средства, собираемые от транспортного налога в регионах, как правило, расходуются не на дорожное хозяйство, а на другие нужды. Федеральная власть решила изменить эту практику.

С большой долей вероятности  можно говорить о том, что со следующего года в России не будет транспортного налога. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. Теперь средства на дороги будут заложены в цену нефтепродуктов. Для этого планируется увеличить акцизы. Соответственно вырастут цены на топливо. Чтобы снизить эффект от дополнительной материальной нагрузки, федеральные власти и решили сбросить с плеч автовладельцев транспортный налог.

По словам Сергея Иванова, деньги, полученные от увеличения акцизов, будут поступать в федеральный дорожный фонд, откуда пойдет их целевое распределение на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство дорог федерального значения. Помимо увеличения акцизов, фонд будет пополняться за счет введения платы за проезд по автодорогам общего пользования для транспортных средств массой свыше 12 тонн. Для субъектов РФ также будет предусмотрена юридическая возможность организации своих региональных дорожных фондов, отметил Сергей Иванов.

На заседании комиссии вице-премьер призвал федеральные ведомства, прежде всего Минтранс, немедленно приняться за разработку изменений в законодательство, необходимых для осуществления задуманного.

ТОПЛИВО  ПОДОРОЖАЕТ НЕЗНАЧИТЕЛЬНО?

Озвученные преобразования, возможно, – палка о двух концах и для автовладельцев, и для потребителей, и для региональных и местных властей. Автолюбители фактически будут платить за реальное время пользования своим транспортным средством. Если машина стоит в гараже, платить ни за что не нужно. Однако существуют опасения, дополнительные затраты, которые появятся за счет роста цен на бензин, могут превысить сумму транспортного налога.

Многие исследовательские компании уже прикинули, что потеряют или приобретут в денежном плане водители. Так, по расчетам  агентства Autonews, автолюбители только выиграют. Предполагается, что стоимость литра бензина возрастет лишь на 53 копейки. Исходя из этого, владельцы автомобилей мощностью 75 л. с. при пробеге в 10 тысяч км в год будут платить всего 371 рубль при нынешнем налоге в 525 рублей. Если же катаешься много, то и платить будешь больше: при пробеге в 25 тысяч км, например,  – 928 рублей. Но чем больше мощность автомобиля, тем выигрышнее становится положение от включения транспортного налога в акцизы –  даже при большом пробеге дополнительная плата за бензин будет меньше  налога.

Но здесь надо вспомнить о грядущем платном проезде для автомобилей тяжелее 12 тонн. Кроме того, неизвестно, как будут вести себя акцизы на нефтепродукты в будущем. Однако эксперты полагают, что бензин АИ-95 по-любому не должен стоить больше 24-25 рублей за литр – вне зависимости от того, есть транспортный налог или его нет.

Как прокомментировали в компании “ФИНАМ Иваново”, пока большинство экспертных оценок по поводу того, насколько увеличится транспортный налог в новом виде, весьма приблизительны и различаются в разы. Называется рост цены на бензин от 0,5 рублей за литр до 2 рублей. Аналитики ФИНАМа скорее склоняются к тому, что реальная прибавка будет незначительной – возможно, даже ниже нижней границы указанного диапазона. Во-первых, в таком виде налог собирать гораздо проще, дешевле и эффективнее, а значит, в дорожный фонд будет попадать больше средств даже в случае, если через бензиновый акциз будет разверстана та же сумма, которую сейчас уплачивают автомобилисты в качестве налога. Во-вторых, рост цен на топливо отразится по цепочке на ценах всех  других товаров, а правительство продолжает ставить перед собою цель снижения инфляции, значит, на высокую ставку налога не пойдет.

РЕГИОНЫ  И  МУНИЦИПИИ ЛИШАТСЯ  ГОЛОВНОЙ  БОЛИ И  ДЕНЕГ

Другой аспект – региональные и местные бюджеты. Транспортный налог – местный налог, от которого бюджеты получают какую-никакую, но полезную сумму. Конечно, его сбор традиционно является большой головной болью как для налоговиков, так и для властей.

В апреле этого года первый зампред правительства области Павел Коньков говорил о том, что бюджет области ежегодно несет более 100 миллионов рублей убытков от неуплаченного транспортного налога. По итогам первого квартала этого года управление службы судебных приставов получило более 7,5 тысячи исполнительных листов по взысканию долга по транспортному налогу на сумму 20,1 миллиона рублей. Областные власти призывали налоговую службу активизировать работу с должниками.

Однако, несмотря на эти трудности, транспортный налог ценен. Так, по итогам 2009 года в бюджет областного центра поступило 68 миллионов рублей, что на 10, 8 миллиона больше, чем в 2008-м. А в областной бюджет, по данным регионального управления федеральной налоговой службы, по итогам 2009 года подлежало к уплате примерно 327 миллионов рублей (с физических и юридических лиц вместе). Аналогичная цифра 2008 года – 288,1 миллиона рублей.

Эти данные показывают, что поступления (как минимум потенциальные) от транспортного налога росли как в местные, так и в региональный бюджет. С его отменой наши казны не досчитаются многих миллионов рублей – и это минус, а перспективы региональных дорожных фондов пока очень туманны. Плюс же заключается в том, что деньги на ремонт дорог будут выделяться централизованно из федерального дорожного фонда и ни на какие другие нужды не пойдут. Да и от других субсидий на ремонт дорог федеральный центр отказываться не собирается. По крайней мере так говорил Сергей Иванов.

У  НАС  ВЕСЬ  НАЛОГ

И  ТАК  ИДЕТ  НА  РЕМОНТ ДОРОГ

Но и при сегодняшнем положении дел деньги от собираемого в регионе транспортного налога идут на ремонт дорог. По данным Департамента дорожного хозяйства Ивановской области, в 2009 году в региональный бюджет от  транспортного налога поступило 244 миллиона рублей. Половина этой суммы пошла в местные бюджеты, половина была направлена на дорожное хозяйство, которое находится в ведении областных властей (дороги регионального и межмуниципального значения) –  это 13,5 процента от всех средств, которые пошли на дороги в прошлом году (всего было затрачено почти 905 миллионов рублей).

Как могут повлиять на финансирование дорожного хозяйства изменения, которые планируют федеральные власти, сказать сложно, считает начальник Департамента дорожного хозяйства Андрей Шушкин. Пока что отсутствует информация по разработке законодательной базы источников формирования дорожных фондов соответствующих уровней.

Как видим, средства от транспортного налога в Ивановской области вкладывались в дороги, а не расходились на другие нужды – а ведь именно это вменяет в вину регионам федеральный центр. Отсутствие необходимости собирать такой упрямый налог безусловно избавит область от лишней головной боли, но деньги, которыми будет распоряжаться федеральный центр, пойдут на содержание дорог федерального значения. Главное, чтобы при распределении средств не были потеряны второстепенные дороги, которые раньше обустраивались как раз за счет средств бюджета области и муниципалитетов, поступивших от сбора транспортного налога.

А  КАК  У  НИХ?

В Германии действует единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса углекислого газа. “Кубики” авто с бензиновыми двигателями стоят не так дорого – 2 евро за каждые 100 куб. см. Объемы дизельных автомашин обходятся дороже – по 9 евро за сотню “кубиков”. Выбросы СО2 обходятся куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Но есть льготная норма – если автомобиль выделяет менее 120 граммов CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию нет необходимости. Но этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году предельно разрешенный “бесплатный выхлоп” немцы опустят до 110 граммов на километр, а в 2014-м – уже до 95. Такая система поощряет приобретение и производство более экологичных автомобилей. Попутно она на руку хозяевам машин-гибридов: имея мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.

В Дании власти стараются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов. Это может показаться невероятным, но при регистрации автомобиля там берут с водителя 105 процентов стоимости автомашины. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.

Почти идентичная система налогообложения действует и во Франции.

Населению Японии приходится платить три вида транспортных налогов. Первый налог вносится при покупке автомашины, он небольшой – около 5 процентов ее стоимости. Второй – при регистрации авто. Этот одноразовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы машины. Чтобы поставить на учет машину с двигателем объемом 2,5 литра, придется выложить около 500 долларов. И, наконец, раз в год в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя автомобиля. Все средства, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере.

В США транспортный налог включен в цену на топливо. Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт автодорог. Таким образом, российские власти собираются пойти именно американским путем.

(По материалам сайта www.r93.ru)

Оцените статью
Газета «Волга»