Геннадий Гадалов: «Труд работников дорожной отрасли — титанический»

Геннадий Гадалов: «Труд работников дорожной отрасли - титанический»

В преддверии профессионального праздника дорожных работников, отмечаемого во второе воскресенье октября, ветеран отрасли Геннадий Гадалов вспоминает годы работы в Юрьевецком ДРСУ, своих коллег и поздравляет героев торжества с праздником.

Братья

Свой профессиональный путь в дорожной отрасли района наш собеседник начал в 1976 г. с должности мастера в Производственно-дорожном участке № 1320, которым на тот момент уже много лет руководил его старший брат – Николай Иванович Гадалов. Вклад этого человека в дорожную отрасль юрьевецкой земли переоценить невозможно, и хоть нет Николая Ивановича уже давно рядом с нами, плодами его трудов мы пользуемся и по сей день. Но обо всем по порядку…

Братья родились и выросли в д. Середухино и воспитывались в обычной семье, где оба родителя являлись участниками Великой Отечественной войны. Мама, Мария Константиновна, работала медсестрой, а отец, Иван Григорьевич, был шофером.

Николай по окончании Костромского автомобильного техникума вернулся на малую родину и работал на Производственно-дорожном участке на должности главного инженера, спустя время он возглавил ПДУ и 25 лет стоял во главе дорожного хозяйства района до своей скоропостижной кончины.

Геннадий, который был младше брата на два года, получил профессию строителя (после службы в армии окончил Юрьевецкий сельхозтехникум). Во время учебы познакомился с будущей женой – Галиной Васильевной (супруги, кстати, в нынешнем году отметили золотую свадьбу).

Молодые специалисты и супруги по распределению год работали в Южском районе, потом вернулись домой. Некоторое время наш герой трудился в СМУ, а в 1976 перешел в ПДУ. Там пришлось нелегко, поблажек молодому мастеру никто не делал, работал наравне со всеми и в жару, и в дождь, и в холод, и в грязь.

С начала 60-х дорожное строительство стало бурно развиваться: в хороших дорогах нуждались и села, и города. Три десятка лет (с 1961 по 1991 г.) стали самыми результативными в дорожной отрасли области. И на плечи работников данной сферы легла колоссальная нагрузка, не обошла она и юрьевчан.

От ПДУ до ДРСУ

— Дороги, на которых я начинал трудиться  вместе со своими коллегами, были в основном грунтовые, — вспоминает наш герой. – Дорога республиканского значения «Кинешма – Юрьевец – Пучеж — Пурех», вымощенная булыжником, являлась когда-то частью Владимирского тракта. По нему двигались осваивать новые земли на севере и Урале, переправлялись каторжные к месту ссылки.

Первоначально ПДУ занимался расчисткой и ремонтом существующих в районе дорог: упомянутой выше республиканского значения, а также внутрирайонных. Базы своей у организации на тот момент не имелось. Техника в основном была привлеченная с предприятий и колхозов района, большинство работ выполнялось руками. Среди дорожных рабочих было немало женщин. Вырубали кусты, окашивали, подсыпали речным песком.

Постепенно начали заниматься и строительством дорог: на месте грунтовых появлялись щебневые и гравийные.

Параллельно собственными силами хозспособом строили свою базу. Участок под нее  выделили у границы города рядом с д. Мохнево. Вскоре на этом месте появились административное здание, гараж, токарный, столярный и др. цеха. У предприятия появилась своя пилорама, было организовано собственное производство бетонных и шлакоблоков.

— Появление базы ПДУ  — это заслуга всего коллектива, — говорит Геннадий Иванович.-  Над ее строительством все мы трудились в свое свободное время, в выходные дни устраивали субботники.

Время требовало еще большего ускорения и наращивания объемов. В 1979 г. на базе ПДУ № 1320 был создан Юрьевецкий дорожный ремонтно-строительный участок (ДРСу) во главе с Н. И. Гадаловым, под руководством которого коллективу ДРСу предстояло обеспечить район хорошими асфальтированными дорогами. И с этой грандиозной задачей организация за несколько десятков лет блестяще справилась.

 Золотое время

— Если не ошибаюсь, к середине 90-х Юрьевецкий район стал единственным в области, где из 156 км путей сообщения 154 км были в асфальтовом покрытии. Лишь два километра местной дороги «Чуркино-Зобнино» сделали в щебне, — с гордостью рассказывает Геннадий Иванович. – 53 км из этого количества – дорога республиканского значения, ее строили коллеги из Кинешмы. Остальное сделано силами Юрьевецкого ДРСу.

Усиленное строительство началось в 1984 г. с открытием местного асфальтового завода у д. Мохнево. Участок выполнял весь комплекс работ по строительству и поддержанию в оптимальном состоянии путей сообщения Юрьевецкого района. Ежегодно в эксплуатацию вводилось до 3 – 4 дорог внутрирайонного значения с асфальтовым покрытием. На предприятие поступала новая техника. Коллектив вырос почти до сотни человек и был очень сплоченный и трудоспособный, некоторые из работников были отмечены высокими государственными наградами. Водитель Н. Е. Боровинов и механизатор Н. И. Казнин награждены орденом «Знак Почета», а дорожный рабочий Г. Н. Максимычева — орденом Трудовой Славы.

— Люди десятилетиями трудились в ДРСу, а им на смену приходили их сыновья. Николай Иванович о своих сотрудниках заботился и многое для них сделал. За годы его руководства для рабочих было собственными силами построено 85 квартир – это ведь почти стопроцентный охват, — продолжает свой рассказ Геннадий Иванович. – А в день профессионального праздника организовывалось большое торжество в районном ДК или в Соболевском, где чествовали и награждали лучших работников. Люди ценили такое отношение и руководителя своего уважали. Говорю так не потому, что он мой брат. Николай Иванович Гадалов – хозяин был, действительно, очень крепкий и после своего ухода оставил ДРСУ своим последователям в прекрасном состоянии, со значительными запасами материалов, техники и т. д.

В 1993 г. участок был преобразован в Юрьевецкое дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ). Но руководил им Николай Иванович недолго. В 1996 г. он ушел из жизни. Предприятие возглавил Н. С. Прудников, а Геннадий Иванович Гадалов был назначен главным инженером. В 2000-м году наш собеседник был назначен генеральным директором ДРСУ и работал на этом посту вплоть до 2010 г. до ухода на заслуженный отдых. 33 года свой жизни наш герой отдал служению дорожной отрасли Юрьевецкого района и за свой труд был отмечен знаком «Почетный дорожник России».

«Прелести» профессии

— Я всю жизнь на работе в резиновых сапогах проходил, — с улыбкой говорит Геннадий Иванович, вспоминая ДРСУ. – Это ведь после дорожных рабочих на дороге порядок и чистота, а сами они постоянно в грязи. Зной и пыль, дождь и слякоть, ветер и мороз –  вряд ли можно назвать комфортными условиями. Труд сотрудников дорожной отрасли без преувеличения титанический.

Летом – на строительстве дорог, сколько песка, щебня перелопачено. А зимой организовывали круглосуточное дежурство. Рабочие ставили снегоуборочную технику рядом со своими домами, по телефонному звонку выезжали на дороги.  Мне при неблагоприятном прогнозе погоды приходилось подниматься в два ночи, чтоб к пяти собрать бригаду. Вместе со мной не менее тщательно за погодой следила супруга Галина Васильевна, которая к моему ненормированному рабочему дню всегда относилась с пониманием.

Галина Васильевна утвердительно качает головой:

— Я за столько лет не только прогноз погоды научилась угадывать, а и технологию изучила. Посмотрю, как, например, ямочный ремонт делают, и могу ошибки указать.

День сегодняшний

И если супруга нашего собеседника с дорожной отраслью пересеклась, так сказать, волею случая, то двое из трех детей супругов Гадаловых сознательно сделали дорогу своей профессией. Сын и дочь окончили Ивановский автодорожный институт (который прежде заочно окончил и их отец). Алексей сначала работал в  государственной компании «Автодор»,  долгое время занимал пост замначальника Департамента дорожного хозяйства. Алёна свой профессиональный путь также начинала в дорожной отрасли, теперь работает в IT-сфере.

Конечно, сам Геннадий Иванович в силу профессии живо интересуется состоянием дорожного хозяйства региона. Признает, что за последние годы в нем произошли масштабные изменения:

— Мне часто приходится бывать в других регионах – Ярославской и Нижегородской областях. Естественно, обращаю внимание на состояние дорог. Хочу отметить, что сравнение в пользу Ивановской области, — делится своими наблюдениями Геннадий Иванович. – Иваново с другими регионами и районными центрами связывают хорошие качественные дороги. Губернатор Станислав Воскресенский уделяет этому вопросу много внимания, и сделано уже очень много. Глава региона заверил, что постепенно будут приводить в порядок внутрирайонные и поселковые пути сообщения. Это правильно, ведь эти дороги строились давно и нуждаются в ремонте.

В преддверии Дня работников дорожного хозяйства наш герой обратился к героям праздника:

— Хочу поздравить с профессиональным праздником всех моих коллег – и ныне работающих, и особенно ветеранов отрасли. Я всех помню и всегда рад встрече. Желаю всем здоровья, благополучия, трудовых успехов и личного счастья, и чтобы жизненная дорога каждого из вас была ровной и счастливой!

✏ Надежда Лебедева,

📷 фото из архива Г. И. Гадалова

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 4 из 5 )
Газета «Волга»