Замечательной традицией в Музее народного образования стали встречи с интересными людьми. В этом году они посвящены 65-ой годовщине Великой Победы.
В марте в музей пришли труженики тыла — ветераны педагогического труда. Встреча началась с представления книги стихов Л.И. Степановой. Прочитанные Е.Н. Макаровой, они так понравились ветеранам, что многие сразу задали вопрос, где можно их купить. Лирические стихи Лидии Ивановны посвящены в основном нашему городу, человеческим отношениям, автор призывает любить и беречь то, что нам досталось по наследству от предыдущих поколений, сохранять нашу удивительную природу и чистоту человеческих отношений.
Ветераны поделились своими воспоминаниями о жизни и упорном труде юрьевчан в годы Великой Отечественной войны. Анна Ивановна Семьянова, Нина Николаевна Рытова, Александра Петровна Корнилова, Валентина Константиновна Рощина, Валентина Васильевна Галанина, Фира Флегонтовна Осипова и другие — всем было что вспомнить, чем поделиться.
Когда началась война, молодая учительница А. П. Корнилова работала в Унженской школе Юрьевецкого района за Волгой. Мужчин забрали на фронт, в селе остались только женщины. Всех молодых отправили на трудовой фронт рыть противотанковые рвы. Там они работали всю зиму. Отпуска были отменены, летом учительница пошла работать на сплав учетчицей. Толкачами, сортировщиками, обмерщиками (девочки 12-13 лет), кубатурщиками работали школьники.
«Затем меня перевели в город, во Флягинскую школу, — вспоминает Александра Петровна, — но учебный год опять начался с разгрузки барж, мы выгружали дрова — швырок на берег. Я попала в коллектив, где все учителя были в основном пожилые, поэтому работать мне приходилось немало. Во время учебного года мы рассказывали детям о положении на фронте, проводили для них праздники. Большую помощь в этом оказывала Ольга Ивановна Батуева, она была музыкальным работником. К 1 Мая всегда делали цветы из бумаги, прикрепляли их к распустившимся в классах веточкам березы и шли с ними на демонстрацию. Создавалось ощущение цветущего сада, и возникала радость, которой так мало было в годы войны. В 1943 году меня попросили поработать в райкоме комсомола, я была членом бюро. Зиму работала спокойно, а начиная с весны, пошли командировка за командировкой. После работы я садилась на велосипед и ездила по деревням. Тяжело жилось людям. Помню, приехала в Щекоты и меня пригласили обедать. На стол поставили противень, в котором было испечено что-то вроде хлеба с колокольцом. Его мы запивали молоком. Такой был обед.
В этом же году мы заготавливали на той стороне Волги дрова. Перевозили нас с пилами, колунами и топорами на завознях. Я была в паре с Марией Ивановной Назаровой. Все учителя — преклонного возраста. Заготовить мы должны были по три кубометра дров. Надо спилить дерево, обрубить топором ветки, распилить его и раскряжевать, затем каждый швырок расколоть напополам и уложить в поленницу. Мария Павловна Маслова с сыном, сделав свою норму, помогали другим. Большинство старых людей пилили сидя или стоя на коленях.
Позже я отказалась от работы в РК ВЛКСМ и посвятила всю себя работе с детьми. В 1944 году, я имею ввиду начало учебного года, всех молодых женщин опять послали на работы. Меня и Ольгу Александровну Кузьмину из библиотеки и еще несколько человек отправили в Мостовку на теребление льна.
Несмотря на военное время, работал пионерский лагерь Мячево-Пустынь. Начальником лагеря назначалась Людмила Александровна Бобылькова. Она брала меня с собой старшей пионервожатой. Детей мы везли в крытой большой барже. Пока ехали, распределяли ребят по отрядам, самым маленьким детям было по 6 лет, самым старшим — по 17. А потом начиналась лагерная смена, как всегда с наведения порядка. Жизнь в лагере была интересной, насыщенной. По окончании смены всегда устраивали прощальный костер и замечательный концерт. Все лежало на плечах воспитателей, сторожа у нас не было, и по ночам мы по очереди дежурили. Работал в эти годы стабильный коллектив: Нина Сергеевна Волкова, Валентина Анатольевна Куралова, Надежда Сергеевна Сысоева, позже Вера Ивановна Мусатова и другие. Так и работали всю войну без отпусков и выходных».
Екатерина Николаевна Липатова вспоминает: «Мне было 11лет, когда началась война. Как раз в нашей деревне отмечали престольный праздник. Деревня Богатищи Палехского района действительно оправдывала свое название, она была большой — 82 дома. Места у нас красивые, народу на праздник съехалось много, особенно молодежи. Ближе к середине дня председатель сельсовета посреди этого праздника объявил, что началась война. То, что было потом, мне запомнилось на всю жизнь: над толпой раздались крики, вопли, плач. В этот же день многие получили повестки, и уже на другой день деревня опустела. А через какое-то время у нас появились эвакуированные из Ленинграда. И все в деревне жили так дружно, словно все были родные.
Мы, дети, очень быстро повзрослели и стали работать со взрослыми. Чего мы только не делали, выполняли все, что заставляли. Особенно запомнилась работа на быках, потому что эти животные не очень слушались детей. Мне был прикреплен бык Боярин, куда он меня только не завозил, а мне — 11 лет, я маленькая и худенькая… Возили мы на них сено, лен, дрова. Работали и на молотилке.
А сколько доставалось женщинам. Лошадей не хватало, и они сами впрягались в плуг и пахали. Одна из них что-то сказала, и ее посадили в тюрьму. Вот какое было время. Два брата и отец воевали на фронте. Старший пропал без вести, второй брат вернулся через 7 лет, а отец — в 1945-ом. Но пришел весь больной, и в 1947 году его не стало.
Жить было трудно, но все равно интересно. Даже в годы войны мы занимались в своем драмкружке и с удовольствием ставили постановки. К учителям все относились с огромным уважением и любовью.
Школа была от нас в пяти километрах. Помню май 1945 года. Мы как всегда с девчонками шли в школу, а навстречу — мальчишки, которые сказали нам: «Не ходите, учиться не будем. Война кончилась!» Но мы не поверили и дошли до школы, где директор подтвердила, что война закончилась. Мы так обрадовались, что всю дорогу домой бежали бегом. А в деревне все плясали, все ликовали… Разве такое забудешь?»
Много еще вспоминали учителя о своей жизни, сравнивали ее с сегодняшней и приходили к выводу, что общество, сами люди были лучше, чище душой и добрее, несмотря на все трудности.
Т. Терешина, фото автора