Истории морской службы

В преддверии Дня военно-морского флота, традиционно отмечаемого в последнее воскресенье июля, мы встретились с нашими земляками, служившими на флоте, – Евгением Кузюкиным и Павлом Черновым, и попросили их поделиться своими историями о морской службе.

Первый наш герой — Евгений Кузюкин, 14 лет отслуживший на Северном флоте на атомном ракетном подводном крейсере стратегического назначения К-44 «Рязань».

Истории морской службы

Короткой строкой
Родился и вырос наш собеседник на Волге и с детства грезил морем. В школьные годы продолжительное время занимался в судомодельном кружке под руководством Л. С. Груздева в Юрьевецком Доме пионеров, а затем, получив аттестат об общем образовании, молодой человек поступил в Городецкое речное училище, по окончании которого успел отработать только две навигации на речном сухогрузном судне «Волгодон — 145». Был призван в армию. В военкомате, само собой, попросился на флот. Там, не раздумывая, согласился на предложение вместо срочной службы пройти обучение в Северодвинском военно-морском училище и через два года, получив специальность «Пуск и обслуживание баллистических ракет», был распределен на атомную подводную лодку.
Сначала попал на «Акулу» (это класс подводных лодок проекта 941, считающихся самыми большими в мире). Через полгода оказался на военно-морской базе Оленья Губа, а потом в Гаджиево Мурманской области, здесь и служил в качестве старшего мичмана и старшины команды старта на протяжении почти полутора десятков лет на атомной ракетной подводной лодке К-44 «Рязань».
На счету Евгения Владимировича шесть дальних походов и десять стрельб, а в памяти немало интересных историй о непростой и опасной службе.
К-44 «Рязань»
Как рассказал Евгений Владимирович, каждый из автономных походов длится от двух с половиной до трех месяцев. Самый продолжительный из них, на памяти нашего героя, шел 89 суток. «Рязань», большей частью, следовала северными морскими путями, но бывала и в Южной Атлантике. Лодка в течение многодневного похода на поверхность не всплывает, лишь поднимается выше ненадолго для осуществления связи и пополнения запасов воздуха с помощью выдвижного устройства.
На борту судна высотой с пятиэтажный дом и длиной 140 м размещалось 16 баллистических ракет.
Экипаж, численность которого 140 человек, проживает в каютах разной вместимости (самая большая – шестиместная).
На протяжении всего похода экипаж несет четырехчасовую вахту в три смены. Помимо дежурства проходили, так называемые, тренировки на живучесть – тушение пожара, заделка мнимых пробоин, тренировки по специальности и т. д.
В часы отдыха моряки смотрели фильмы и много читали. На судне имелась своя библиотека, литературу также брали с собой с берега.

Моим основным личным грузом, который я брал с собой в поход, была «Роман-газета» и минералка, — рассказывает наш герой. – Также в часы досуга я занимался изготовлением моделей судов.
Питание на лодке было четырехразовым: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню – полноценное и разнообразное, в котором и шоколад присутствовал. Обязательная ежедневная составляющая рациона – 50 гр. красного вина, выдаваемая в лечебных целях для поддержания уровня гемоглобина (содержание кислорода в воздухе на лодке – лишь 18 – 19 %).

Будни и праздники
Когда лодка пересекала экватор, обязательно отмечали День Нептуна, главным событием которого был обряд посвящения в моряки новобранцев, впервые отправившихся в поход. Молодые подводники должны были поцеловать раскачивающуюся и смазанную солидолом кувалду и выпить плафон забортной воды с глубины 50 м (это около 300 гр.). Не избежал этой участи и герой статьи.

Когда пьешь эту воду, аж зубы сводит – такая она холодная, — вспоминает он.
Но праздники на судне — скорее исключение, чем правило. В основном это трудовые будни и серьезная нагрузка на психику, которую не все выдерживают.

Самое тяжелое во время похода – смотреть на одни и те же лица, — говорит Евгений Владимирович. – Наступает момент однажды, когда все истории, анекдоты, шутки пересказаны, и смотреть друг на друга членам экипажа после многих дней, проведенных в ограниченном пространстве, уже не хочется. Даже конфликты на этой почве иногда возникали. Всякое случалось. Меня в такие моменты спасало чтение.

Между походами
В перерывах между походами на своей базе в Гаджиево экипаж занимался отработкой торпедных и ракетных стрельб, межпоходным ремонтом, нес боевое дежурство, поправлял здоровье в санаториях и госпиталях и, конечно, отправлялся в 100-дневный отпуск. За время одного из таких отпусков наш герой, решивший было уволиться и перейти на работу в торговый флот, успел воспылать романтическими чувствами и жениться.
Дело было в Юрьевце, куда Евгений Владимирович приехал на побывку. Свою будущую супругу Наталью знал давно, но влюбился почему-то, встретив ее именно во время данного отпуска. Раздумывал недолго, сделал предложение, женился и … уехал обратно на службу. Супруга перебралась в Гаджиево лишь спустя полгода, когда молодоженам выделили квартиру.

Либо все погибают, либо все выживают

На подводной лодке либо все погибают, либо все выживают, — цитирует Евгений Владимирович слова советского моряка-подводника, Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева, когда мы спрашиваем нашего героя об опасностях, которые грозят морякам-подводникам. – На подводном судне все опасно. Такое скопление электричества, гидравлики, воздуха в одном ограниченном пространстве на берегу вряд ли было бы допустимо. Потому и ведется на лодке круглосуточное дежурство, чтобы вовремя среагировать на чрезвычайную ситуацию.
Случались они и на «Рязани», правда, еще до выхода в море. Но о них наш герой рассказывать не хочет. Даже члены семьи практически ничего не знают об этом.

Меньше знают, крепче спят, – справедливо рассуждает наш герой.

Без моря
Отслужив 14 лет на подводном корабле, Евгений Владимирович увольняется и возвращается в родной Юрьевец. Но море не отпускало и приходило в беспокойных снах. Проснувшись, наш собеседник не сразу понимал, где находится – на берегу или все же на лодке.
А жизнь шла своим чередом. Некоторое время наш герой работал преподавателем КЮМа, трудился на строительстве дамбы, других должностях, а сейчас – на заслуженном отдыхе. Свободное время посвящал рыбалке и резьбе по дереву, сейчас досуг в основном проводит за чтением книг, любовь к которым крепчала от похода к походу. С прежними сослуживцами Евгений Владимирович держит связь по интернету. А море продолжает напоминать ему о себе в снах.


Истории морской службы

Другой наш собеседник – Павел Чернов – уже однажды становился героем одного из материалов «Волги» ко Дню ВМФ. Тогда он подробно рассказал о том, как долго и упорно шел к своей мечте – стать профессиональным моряком. На этот раз Павел Александрович поведал несколько интересных историй о буднях и праздниках североморцев.

Циклон

Одним из первых серьезных испытаний для новобранцев «Жаркого» (так именовался сторожевой корабль, где служил наш земляк) стал циклон, в котором корабль находился на протяжении недели, четыре дня – в самом центре. Штормило день и ночь, качка была и кормовой, и бортовой.

 Сказать, что экипаж познал за это время все «прелести» морской болезни – ничего не сказать. Некоторые из моряков даже ходить не могли. Еда в желудках не держалась никакая, даже находящиеся на борту всегда в избытке «соленья» — соленые огурцы, сушеная рыба, селедка – спросом не пользовались. Наш герой и его сослуживец, чтобы хоть как-то поддерживать силы, изобрели простой, но эффективный рецепт быстроусвояемого коктейля из того, что было под рукой: размешивали в воде томатную пасту с солью и пили. Вот так в экстремальных условиях и рождаются кулинарные «шедевры»!..

А боцман, желавший то ли подшутить над новобранцами, то ли поднять их боевой дух, обратился к ним с такими словами: «Вот приедете после службы в свои деревни и скажете, что попали в шторм, а волны во время него были выше нашего сельсовета!»

Льготный отпуск

Как рассказал Павел Александрович, при выполнении определенных условий матросы на корабле «Жаркий» могли заработать себе внеочередной десятидневный отпуск. Например, став участником донорского движения. 

Также основанием для отпуска могли стать, не удивляйтесь, пойманные и предъявленные вышестоящему начальству крысы. Грызуны попадали на борт во время стоянок на базе и, чтобы избавиться от незваных гостей, руководство сулило десятидневные каникулы членам экипажа за отлов десяти крыс.

Сломанное моряком весло также поощрялось отпуском! Казалось бы, чего проще: приводи в негодность лодочный инвентарь хоть каждый месяц и гуляй в свое удовольствие. Но не тут-то было! Защитывались только те из сломанных весел, что пришли в негодность в руках североморцев во время соревнований по гребле. Гребцы, стараясь заработать десять дней отдыха и свободы от флотской дисциплины, работали в лодке, не жалея сил. Но весла, несмотря на прилагаемые усилия, приходили в негодность крайне редко, зато скорость передвижения команд, участвующих в соревнованиях, увеличивалась с каждой минутой.

Один из сослуживцев Павла Александровича в ходе таких состязаний сломал уключину и уже начал было принимать поздравления от других матросов, но, достигнув финиша, был разочарован. Оказалось, что основанием для внеочередного отпуска может служить только пришедшее в негодность весло и больше никакой другой инвентарь.

Щавелевые щи

Чтобы этим высоковитаминным блюдом побаловать экипаж корабля, находящегося на своей базе, руководство набирало добровольцев для сбора щавеля. Комсомольцы-активисты, в числе которых был и наш герой, бесстрашно отправились в местный лес выполнять поставленную задачу и никак не ожидали, что она окажется столь трудно выполнимой из-за комариных полчищ, атаковавших отважных моряков. Рвать щавель каждый из них мог только одной рукой, а другой отбивались от кровожадных насекомых, буквально облепивших лицо. В результате напряженной борьбы с крылатыми и пищащими врагами было собрано три мешка ценного и витаминного сырья. На корабль сборщики вернулись опухшими от укусов – мама родная не узнала бы. Витаминные щи даже пробовать не стали. А благодарные сослуживцы, все-таки отведавшие данное блюдо, вручили выполненную на бересте шуточную грамоту за подписью самого Нептуна, которая до сих пор хранится у нашего героя.

Надежда Лебедева, фото из архива Е. В. Кузюкина и П. А. Чернова

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»