«К новым стандартам мы готовы»

«К  новым  стандартам  мы  готовы»

Ставшая в регионе одной из 12 пилотных площадок по внедрению новых образовательных стандартов начального образования Елнатская школа делилась с коллегами опытом работы в данном направлении в рамках областного семинара. Мероприятие более чем актуально, ведь 1 сентября 2011 года всех первоклассников должны начать учить по-новому.

Прежде чем подробнее рассказать о ходе семинара, поясним читателю, что Стандарт – это такой документ, в котором изложены новые требования к образовательной программе, результатам ее освоения и условиям реализации. И хотя в Елнати новые ФГОСНОО (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования — так звучит полное название упомянутого Стандарта) внедряют чуть более полугода, успехи уже есть. «Школа превзошла мои ожидания», — такую оценку работе сельских педагогов дала Е.В.Иванова, заслуженный учитель РФ, завкафедрой экономики управления образованием Института развития образования.

А директор учебного заведения Е.А. Морева сказала: «К стандартам мы были готовы». Действительно, школа второй год работает в режиме полного дня, здесь давно отказались от репродуктивных уроков, учителя активно используют на занятиях информационно-компьютерные технологии, введена тестовая система оценки знаний. Другими словами, почва для нововведения была подготовлена.

Выступая перед коллегами, Елена Александровна заострила внимание на требованиях ФГОСов к условиям обучения. Например, педагог, работающий с первоклашками, должен иметь первую или высшую квалификационную категорию, пройти переподготовку, а его рабочее место должно быть оборудовано ПК, проектором, музыкальным центром, телевизором. И это, конечно, лишь самая маленькая часть всех требований.

Отличает Стандарты второго поколения от старых, кроме всего прочего, еще и методологическая основа. Теперь в основе обучения — системно-деятельностный подход, при котором целью образования становится не просто усвоение определенных знаний, умений и навыков ребенком, а формирование у него способности самостоятельно решать встающие перед ним новые задачи. Учебное занятие по упомянутой технологии посмотрели и высоко оценили участники семинара: урок математики в первом классе провела учитель первой квалификационной категории М.Ю. Кондратьева. И все здесь – от формулировки темы и цели урока, выведения правила (с помощью педагога, конечно) и до оценки своей деятельности в ходе занятия ребята старались делать сами. Как отметила замдиректора школы по учебной работе А.Г. Кокотова, деятельностный подход не предполагает изменения содержания образования, меняется лишь способ организации учебной деятельности, который, впрочем, учителям в той или иной степени хорошо знаком.

Еще одно отличие новых Стандартов – наличие в образовательной программе внеурочной деятельности, организуемой по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному и др.) в форме кружков, секций, конференций и т.д. В Елнатской школе, по словам педагога-организатора Т.В. Трофимовой, расписание внеурочной деятельности составлялось на основании опроса родителей ребят и возможностей учебного заведения. В качестве примера такого занятия участникам мероприятия первоклашки вместе со своими педагогами Н.В. Угловой и Ю.В. Колосовой показали отрывок интегрированного урока по музыке и святыням Отечества «Кузница радости». За короткий промежуток времени они успели спеть, подарить поделки и даже научить играть присутствующих на деревянных ложках.

По словам школьного психолога Н.Ю. Пономаревой, внеурочные занятия вызывают у ребят особенный интерес. Такой вывод был ею сделан на основе данных психолого-диагностического исследования учащихся первого класса, обучающихся по новому образовательному стандарту. Результаты говорят также о том, что все первоклашки успешно адаптированы к условиям школьной жизни и трудностей в обучении не испытывают.

В общем, за несколько часов, пока длился семинар, елнатские педагоги и учащиеся сумели убедить присутствующих, что все трудности, связанные с внедрением Стандарта, преодолимы. А проблем, обсуждение которых состоялось в ходе мини-брифинга, завершавшего мероприятие, немало. Одна из них – вопрос финансирования упомянутой внеурочной деятельности, средств на реализацию этой составляющей Стандарта не заложено, и директорам придется опять ломать голову над тем, где деньги достать. Но это, как говорится, уже совсем другая история… А 1 сентября 2011 года уже не за горами. В ближайшие несколько лет педагогам предстоит многое поменять в действующей системе образования. Это очень трудно. Давайте им в этом всячески помогать, ведь выиграют от этого наши дети.

Н. Лебедева, фото автора

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»