«Как вечно пушкинское слово»

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день, а также Международный день русского языка. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Мы попросили рассказать поподробнее об этом празднике преподавателя русского языка и литературы Елнатской средней школы Зинаиду Викторовну Анкудинову.

"Как вечно пушкинское слово"

— Литературный язык, «созданный» Пушкиным, и стал тем «великим, могучим, правдивым и свободным», на котором мы говорим и пишем в наше время, — говорит Зинаида Викторовна. — Произошло слияние книжно-литературного языка с языком живым, разговорным. Если вспомнить написанное до Пушкина, то сразу хочется сказать: «Спасибо, Александр Сергеевич!» Сомневаюсь, что много кто наизусть помнит, скажем, оды Ломоносова, а вот пушкинские стихи учатся гораздо легче. Это, конечно же, немалая заслуга няни, Арины Родионовны, сумевшей привить юному поэту любовь к русскому меткому слову.

 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин — любимый русский писатель, поэтому объяснять, почему именно 6 июня, в день его рождения, было решено сделать День русского языка, нет никакой необходимости. Просто потому, что Пушкин — это наше все! Его литературное наследие очень богато, а произведения объединяют людей всех возрастов: сказки знакомы нам с самого детства, стихи учат даже в детском саду, а уж воспитательную роль произведений, изучаемых в среднем и старшем звене, трудно переоценить. Даже в повседневной жизни часто цитируем его стихи: «Мороз и солнце! День чудесный!», «Унылая пора, очей очарованье…», «О сколько нам ошибок чудных…», «Я к вам пишу — чего же боле?»

О богатстве языка Пушкина сказано много. Его произведения трудны для перевода, но поэт имеет своих почитателей во всех уголках нашей планеты.

— Вот и повод для гордости, — продолжает Зинаида Викторовна. — Например, в столице африканской страны г. Аддис-Абеба в 2002 г. был установлен памятник А.С. Пушкину. На мраморном постаменте слова «Нашему поэту». Это потому, что в 17 веке там жил прадед поэта — Ибрагим Петрович Ганнибал. Его, африканского арапа, подарил Петру I турецкий султан. Однако его африканские корни идут по материнской линии. Интересен также тот факт, что по отцовской линии Пушкин происходил из разветвлённого, но нетитулованного дворянского рода, который восходил по генеалогической легенде к «мужу честну» — Ратше, являющемуся современником Александра Невского. Пушкин часто писал о своей родословной. Он ценил и уважал своих предков, видя в них образец древнего рода, истинной «аристократии», увы не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого».

Пушкин неплохо помнил себя с четырех лет. Например, он несколько раз рассказывал о том, что однажды в детстве на прогулке заметил, как трясется земля и сильно дрожат колонны, а, как известно, последнее, хотя и несильное, землетрясение в Москве было в 1803 г., то есть когда Пушкину было 4 года.

Интересно, что уже в 8 лет Пушкин сочинял на французском языке небольшие комедии и эпиграммы. Однако сам поэт говорил, что начал писать с тринадцати лет.

Еще один интересный факт о Пушкине, а именно, о его таланте. Так, в 1816 г. государственным гимном нашей Родины стал всем известный английский гимн, название которого «Боже, храни короля». Его перевел Жуковский, но дополнил текст Пушкин. Он был переведен как «Боже, царя храни» в 1833 году.

Дуэль с Дантесом была 21-й для поэта. Пушкин был инициатором 15 дуэлей, четыре из которых состоялись. Остальных не произошло в результате примирения сторон, как правило, стараниями друзей нашего вспыльчивого «светила». Первая дуэль поэта случилась еще в Царскосельском лицее.

— Вот еще несколько интересных фактов, — рассказывает Зинаида Викторовна. -Согласно последним официальным данным в России насчитывается более восьмисот человек, которые могут документально доказать свое родство с Авраамом Ганнибалом. В 1937 г. к 100-летию со дня смерти Пушкина Царское Село переименовали в город Пушкин. А если верить «Британской энциклопедии», изданной в 1961 году, то Евгений Онегин является первым русским романом (хотя и в стихах). Еще в ней сказано, что до поэта Пушкина русский язык фактически был не пригоден для какой-либо серьезной художественной литературы. Вот как велик наш поэт в глазах британцев!

Активно говорят, что современные дети мало читают, пишут с ошибками. Изменилась образовательная среда учеников. Предполагается, что ученик не получает готовые знания, а добывает их сам из разных источников информации.

— Ненавязчиво и порционно учителя подбрасывают детям адреса обучающих сайтов, продумывают задания. С помощью компьютера готовятся проекты, оформляются исследовательские работы, изготавливаются  буклеты, — объясняет Зинаида Викторовна. — Ну а в связи с самоизоляцией интернет стал использоваться еще активнее. Не скажу, что это очень хорошо. Не для всех такой формат удобен. Но у учеников старших классов, способных к самоорганизации, появились качественные публикации на солидных сайтах. Наладилось сетевое общение: для каждого класса в сети были созданы свои закрытые группы, где дети могут получить задания, скачать таблицы, справочный и раздаточный материал, тексты литературных произведений. Сюда же они отсылают сделанные работы, могут что-то уточнить или проконсультироваться с учителями on-line. Условие: общение в группе должно быть грамотным и качественным.

В сети можно отрабатывать разнообразные формы речевой деятельности: статья, эссе, доклад, проект, видеовыступление. При этом технологии дают мне возможность осуществлять ненавязчивый контроль над чистотой языка. Грань между учителем и учеником стала размываться, мы стали скорее собеседниками, попутчиками, единомышленниками в достижении единой цели: говорить и писать грамотно.

Обычно к Пушкинским дням в школах пишутся сочинения-признания.

Вот цитаты из сочинения «Признание в любви русскому языку» ученицы 10 класса Ёлнатской средней школы Гришиной Анастасии, победителя муниципального и регионального конкурса сочинений о войне:

«Однажды мой учитель сказал мне: » Родной язык не тот, на котором ты разговариваешь, а тот, на котором ты думаешь». Я с гордостью могу сказать, что мой родной язык — русский, на нем я мечтаю!!!».

«Никакой другой язык не выразит так подробно и чувственно душу человека, как русский, не передаст оттенков эмоций от красоты окружающего мира!».

«Для меня русский язык — это язык колыбельных, под которые засыпают дети, язык сказок, знакомых нам с детства, язык, который не перестаёт удивлять богатством красок, язык, который я люблю!»

Подготовила

Елена Биткина

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»