“Масштабные задачи, стоящие перед областью, мы сможем решить только совместными усилиями власти, бизнеса, общества”

“Масштабные задачи, стоящие перед областью,  мы сможем решить только совместными усилиями  власти, бизнеса, общества”
Михаил Мень

40 миллиардов рублей – в школы, больницы, на дороги, жилье…

— Михаил Александрович, пять лет первого срока губернаторства почти позади. На что были направлены Ваши основные усилия как руководителя области?

— Пять лет назад, выступая перед депутатами Законодательного собрания Ивановской области еще в качестве кандидата на должность губернатора, я обозначил три основные задачи: привлечение в регион средств федерального бюджета; привлечение частных инвестиций; обеспечение политической стабильности и внешней привлекательности региона. И по каждой из этих задач есть реальные результаты.

— До Вашего назначения “Единая Россия” довольно жестко критиковала прежнюю администрацию области за неумение входить в федеральные программы и доказывать необходимость получения средств в область…

— Могу лишь констатировать, что сегодня ситуация кардинально изменилась. С 2006-го по 2009 годы благодаря слаженным действиям областной власти, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации в регион было привлечено почти 40 млрд. рублей федеральных средств.

— Оппозиция говорит, что никто не видит, куда пошли эти деньги и каков результат таких вложений…

— Давайте посмотрим по отраслям.

Привлечение средств федерального бюджета в здравоохранение региона (а за 5 лет это почти 7 млрд. рублей) позволило вывести его на принципиально новый уровень развития. Построено и капитально отремонтировано 56 лечебных учреждений. Регион участвует во всех пяти федеральных программах по снижению смертности от инсульта, инфаркта, ДТП, онкозаболеваний, переоснащению службы крови. И вот реальный результат: показатель естественной убыли населения снизился в 2 раза.

Начало сезона осени 2010 года ознаменовалось обсуждением глобальной программы модернизации здравоохранения области, на реализацию которой областное правительство сейчас пытается привлечь более 8 млрд. рублей из федерального бюджета.

Финансирование образования за 5 лет выросло до 4,3 млрд. рублей. Сегодня Ивановская область входит в двадцатку лучших регионов по всем основным показателям. Уже 87% школьников обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям. По уровню информатизации образования регион превышает общероссийские показатели. Впервые 100% школ прошли лицензирование (в 2005 году этот показатель не превышал 37%).

Благодаря тому, что по сравнению с 2005 годом почти в 2,5 раза (на 252 млн. рублей) увеличилось финансирование на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, отремонтированы большинство областных сценических площадок, областной центр культуры и творчества, филармония. Получило динамичное развитие фестивальное движение. Приведены в порядок и обеспечены мерами безопасности все областные музеи. Для целого комплекса музеев в Плёсе построено современное фондохранилище. В целом на развитие Плёса уже привлечено более 300 миллионов федеральных рублей, идет работа по привлечению еще полумиллиарда рублей из федерального бюджета.

Позитивные перемены произошли и в системе социальной защиты населения. Финансирование отрасли увеличилось более чем в 2 раза.

Число приемных семей увеличилось в 10 раз. Если 5 лет назад среди семей, взявших детей на воспитание, было только 40% российских, то сегодня уже 80%.

Благодаря большой организационной работе и лоббистским усилиям в города и районы области из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступило более 1,6 млрд. рублей на ремонт 1689 многоквартирных домов. При переселении из аварийного жилья ключи от новых квартир получили 1274 гражданина.

Значительные средства привлекаются на строительство и ремонт автомобильных дорог. Только на строительство автомобильной дороги Владимир – Кострома на участке восточного обхода г. Иваново из федерального бюджета привлечено 170 млн. рублей. Ивановская область уже второй год занимает 4-е место в Центральном федеральном округе по качеству автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Подобную статистику можно продолжать.

Что инвестиции дают жителям области

— Как известно, инвестиции идут туда, где им создают благоприятные условия. Так мы переходим ко второй обозначенной Вами задаче – привлечение частных инвестиций в область…

— Что бы ни говорили мои критики, считал и считаю, что этот путь является верным и экономически оправданным.

Начнем с того, что в регион пришли такие известные бренды, как “Метро Кэш энд Кэрри”, “Макдоналдс”, “РЕАЛ”. Это не главное, но во многом является лицом области, способствует ее привлекательности, обеспечивает комфорт и удобство для жизни наших жителей. Ведь мировые бренды приносят с собой передовые технологии работы с клиентами, новый уровень качества обслуживания и высокое качество товаров.

— Тут-то Вам и предъявляют претензии: мол, сейчас в области развивается только строительство торговых центров…

— Это неправда.

В настоящее время в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. На стадии реализации двухмиллиардный проект ООО “Шуйские ситцы” по модернизации текстильного оборудования, в Вичуге – построена новая текстильная фабрика.

В области развиваются крупнейшие оптово-логистические комплексы: “Текстиль-Профи”, “Текстиль-Макс”, “Рио”. Они решают серьезную задачу: сбыт произведенной в регионе текстильной продукции. Благодаря им идет стимулирование текстильных предприятий к наращиванию производства, их работа позволяет большому количеству оборачиваемого капитала оставаться на территории региона.

На принципах государственно-частного партнерства создается индустриальный технопарк в Родниках.

Всё это – часть реализации проекта “текстильный кластер”, который был поддержан первым лицом государства — Президентом России Дмитрием Медведевым в рамках Госсовета, проведенного в Иванове впервые за многие годы.

Крупные проекты реализуются и в сельском хозяйстве: комплекс “Славянка” в Фурмановском районе на 7000 свиней, птицефабрика “Милана”, молочный комплекс “Решма” на 1000 голов крупного рогатого скота с объемом инвестиций в 400 млн. руб. Наконец, проект группы компаний “Риат” по глубокой переработке пшеницы, ржи, рапса; инвестиции в производство составили почти в 1,5 млрд. рублей.

После инвестирования порядка 1 млрд. рублей начал работу комбинат детского питания.

Завершена реконструкция столь значимого для региона объекта — аэропорта “Иваново” (объем инвестиций – почти 2,3 млрд.рублей). В аэропорту выполняются рейсы Иваново — Москва с периодичностью два раза в день.

— Многие не понимают, как все эти инвестиции сказываются на конкретных людях?

— Инвестиции в экономике – это вложенные средства в новое оборудование, а значит, гарантия стабильной работы предприятий в дальнейшем; это новые предприятия, а значит, появление новых рабочих мест. Новое оборудование и технологии, которые приносят инвестиции, – это рост заработной платы – основного дохода людей, а значит, рост их благосостояния, качества жизни. И, конечно, это пополнение областного бюджета (как основного источника выполнения социальных обязательств перед населением региона) за счет налогов.

Возьмем строительство. За 4 последних года введено 8985 квартир общей площадью 671 тыс. кв. м. Поскольку область ни по населению, ни по территории не самая крупная в ЦФО, абсолютные показатели по объемам строительства сравнительно невысокие, но темпы роста в строительстве самые внушительные: в 2009-м, не самом лучшем для Ивановской области кризисном году, в регионе построено почти на 80% больше, чем в 2005-м.

Да, может быть, сегодня не каждый может себе позволить купить новую квартиру. Но если б не было этих инвестиций, не было бы новых квартир, цена на вторичном рынке была бы еще выше.

Замечу, что строятся не просто многоквартирные дома. Впервые за долгое время в регионе успешно реализуется проект комплексной застройки территории — микрорайон “Московский”, где вместе с жилыми зданиями строятся детский сад, магазин, аптеки…

Еще пример — инвестиции “Газпрома”. Совместными усилиями с местными властями “Газпром” построил в области 1130 километров газопроводов, а это газификация десятков тысяч домовладений и квартир в области. Уровень газификации региона приблизился к 75-процентной отметке! Разве это не сказывается положительно на жителях области?

— И все-таки, насколько можно судить по цифрам, кризис 2008-2009 годов снизил наши экономические показатели?

— Общероссийский подъем экономики, когда многие субъекты Российской Федерации показывали стремительные темпы роста, приходится на 2000-2007 годы. Из них до наступления общемирового кризиса на мое “губернаторство” пришлось лишь 2 года (2006-2007гг.).

Но и за эти два года удалось добиться очень многого. Так, в течение 2006-2008 годов промышленность Ивановской области показывала ежегодный рост более 10%. Рост ВРП, ключевого показателя развития региона, в 2006 году составил 107%, в 2007- уже 112,3% (хотя в 2005 году показатель не превышал 105%).

Проявившийся в 2008 году общемировой кризис существенным образом отразился на состоянии региональной экономики и “спутал карты”, более того, из-за моноструктуры промышленности нашего региона кризис ударил по нам сильнее всех.

Но регион удержался. В результате своевременно разработанных и реализованных правительством области антикризисных мер удалось минимизировать негативные последствия и уже со второго полугодия 2009 года переломить ситуацию. Замедлилось падение промышленного производства, оживилось сельское хозяйство, сохранена положительная динамика в строительной сфере и даже увеличился объем инвестиций. Рост инвестиций в основной капитал (по крупным предприятиям) в 2009 году составил 111,2% к уровню 2008 года (это 2-е место из 18 субъектов ЦФО); иностранные инвестиции за 2009 год выросли в 1,5 раза.

— Однако многие инвестиционные проекты оказались “заморожены”…

— Постепенно и они начинают “оттаивать”: электрометаллургический завод с объемом инвестиций в 3 млрд. рублей в следующем году планирует свой запуск. В настоящее время стройка идет активными темпами. Не говоря уже о строительстве кондитерской фабрики, модернизации на ОАО “Автокран”…

В первом полугодии 2010 года оборот машиностроительных предприятий Ивановского региона достиг 6,5 млрд. рублей (рост — 182%), оборот организаций текстильного и швейного производства составил 15,3 млрд. рублей (рост – 30%)!

Уровень безработицы за последние месяцы текущего года существенно снизился и в октябре достиг докризисного уровня (15,5 тысячи человек).

Область  существенно повысила  свой  имидж в  России  и  за  рубежом

— Будем надеяться, что частные инвестиции не обойдут область и в дальнейшем. По мнению многих наблюдателей, третья задача, о которой Вы говорили, – обеспечение политической стабильности и внешней привлекательности региона – у нас уже решена. А это – и серьезные гарантии для бизнеса…

— Действительно, удалось сформировать новую систему государственного управления регионом.  Принят новый Устав области и новые уставы на муниципальном уровне. Система управления муниципалитетами с разделением во власти представительных и хозяйственных функций позволяет решать вопросы местного значения более эффективно.

Во всех городских округах и муниципальных районах разработаны стратегии долгосрочного социально-экономического развития.

Конструктивное взаимодействие всех ветвей и уровней власти, обеспечение “прозрачности” политических процессов и экономических мер, принимаемых правительством области, позволили достичь определенной стабильности в бизнес-среде.

Регион существенно повысил свой имидж. Удалось сохранить бренд “текстильной столицы России”, появился текстильный кластер, который усилился за счет создания сети оптово-логистических центров. Ежегодно в Иванове проводится Международный текстильно-промышленный форум “Золотое кольцо”, который также способствует закреплению имиджа текстильной столицы за нашим регионом. Культурным брендом Ивановской области стал Международный кинофестиваль имени Тарковского “Зеркало”. Отдельный бренд – Плёс.

Можно с уверенностью говорить о том, что сегодня Ивановская область – позитивно развивающийся регион, открытый к деловому сотрудничеству, стремящийся к новациям и благополучию.

Ну и просто стало комфортнее жить.

Огромные усилия были направлены на благоустройство. Существенные изменения произошли и во внешнем облике городов области. Отремонтировано почти 187 километров региональных дорог, отстроили 12 крупных мостов через реки.

В Иванове современный вид приобрела улица Лежневская. Отремонтированы проспекты Ленина и Энгельса,  площадь Пушкина с новым фонтаном, ведутся работы по благоустройству набережной реки Уводи. В Шуе – улица Малахия Белого стала местным Арбатом. В Кинешме новыми красками заиграла набережная.

Я уверен, что совместная работа власти и граждан по приведению области в цивилизованный вид будет продолжена.

Две  основные стратегические  задачи губернатора

— Мы плавно переходим к теме Вашего следующего губернаторского срока.  Каковы основные задачи следующей пятилетки?

— Результаты работы, о которых мы только что говорили, доказали правильность выбранного курса. Основными нашими стратегическими задачами в ближайшее время станут более активное наращивание темпов развития региона и дальнейшее повышение эффективности государственного управления.

— Как Вам видятся пути реализации этих задач?

— К сожалению, кризис не позволил в полной мере реализовать все планы. Но мое большое убеждение, что только с привлечением инвестиций возможно диверсифицировать экономику и изменить ситуацию в регионе.

Проведение агрессивной инвестиционной политики считают ключевым направлением.

Особый акцент будет сделан на работе с землей, устранении излишней бюрократии и борьбе с коррупцией. Это реальные резервы, которые позволят сделать следующий шаг в повышении инвестиционной привлекательности.

Отмечу, что все наши действия в этом направлении будут проводиться при строгом сохранении всех имеющихся социальных обязательств перед населением региона.

Кроме того, будет сохранен курс на максимальное привлечение государственных инвестиций и продолжено участие региона в федеральных целевых программах.

— Какие шаги Вы планируете предпринять для повышения эффективности управления?

— Здесь 2 основных момента: во-первых, оптимизация бюджетных расходов.

В условиях ограниченности бюджетных средств основной задачей является построение такой принципиально новой системы финансового планирования, которая позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и направить их  на достижение приоритетных целей, выраженных в конкретных показателях, индикаторах развития, по сути отражающих благосостояние жителей нашей области и обеспечивающих необходимую динамику региона.

Новая система позволит планировать социально-экономическое развитие, эффективно распределять ограниченные бюджетные средства, оценивать работу органов государственной власти по выполнению возложенных функций.

Во-вторых, структурная перестройка исполнительных органов государственной власти.

Работа по совершенствованию организационной структуры и повышению эффективности государственного управления не прекращалась ни на минуту со дня моего назначения на должность губернатора области.

О результатах уже проделанной работы говорит тот факт, что в настоящее время по оценке Правительства РФ наша область в 2010 году впервые вошла в число регионов-лидеров с высокой степенью эффективности расходования бюджетных средств и работы исполнительных органов власти. А это, пожалуй, один из главных критериев оценки для любого региона.

Особенно активно работа в данном направлении ведется последний год. По моему поручению были созданы рабочие группы по функциональному анализу и оптимизации бюджетных расходов. В результате разрабатывается новая организационная структура правительства области, которая будет отвечать современным вызовам и способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и возложенных полномочий.

Подготовлен законопроект “О Правительстве Ивановской области”, в котором четко прописаны основы деятельности правительства, а также заложен ранее нигде не зафиксированный принцип согласованности действий губернатора, правительства и исполнительных органов власти Ивановской области. Законопроект затрагивает и ряд других аспектов функционирования правительства региона и уже в ближайшие дни будет внесен мною в областную думу.

В целом реформирование государственного аппарата позволит повысить эффективность работы органов государственной власти, а также сократить только в 2011 году число государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти на 25%.

Масштаб стоящих перед регионом задач – значителен, и только совместными усилиями всех уровней и ветвей власти, представителей бизнес-структур и общественности возможно добиться намеченных результатов в развитии области.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»