Мечта логопеда – услышать результат своего труда

Мечта логопеда – услышать результат своего труда

Дети с особенностями развития всегда требуют повышенного внимания, заботы и понимания со стороны окружающих. Большую роль в социальной адаптации таких детей играют логопедические занятия. Мы посетили Юрьевецкую школу-интернат и увидели работу педагогов коррекционной школы. О специфике коррекционного образования нам рассказала директор Юрьевецкой коррекционной школы-интерната Нина Ильина.

— В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы, — рассказывает Нина Федоровна.  — Помимо того, что дети получают психологомедикопедагогическое сопровождение, в стенах школы они согреты теплом и душевным отношением педагогов. Здесь наши воспитанники получают жизненно необходимые знания и навыки, которые помогают подготовиться к самостоятельной жизни и труду.
В этой школе царит домашняя атмосфера, в ней педагоги накопили большой опыт работы с детьми с отклонениями в развитии. Стоит заметить, что не следует бояться слова «коррекционная», здесь дети занимаются в силу своих способностей и возможностей. Учителя помогают им обрести место в жизни.
Одно из основных направлений работы школы — трудовое воспитание. Оно развивается в трех направлениях: сельскохозяйственный труд, швейное дело и штукатурно-­малярное дело. Ребята на этих занятиях осваивают новые навыки и применяют их на практике. Всем юрьевчанам известен огород при школе-­интернате, где воспитанники сами выращивают овощи и ягоды. Ребята активно занимаются и швейным делом, оно увлекает не только девочек, но и парней, они учатся делать ровные швы и шить простые швейные изделия. Помимо занятий по общей физической подготовке есть уроки лечебной физкультуры, которые проводит педагог-­психолог. Также имеется лыжная секция, настольный теннис и занятия ритмикой — все направлено на развитие координации движения.
Важным в работе коррекционной школы является и предмет СБО (социально-­бытовое ориентирование), где ребят учат правильно стирать одежду и разбираться в маркировке изделий. Показывают, как правильно организовать здоровое питание, учат готовить разные блюда, в том числе консервировать овощи, которые сами и вырастили.
Широко развита в школе и внеурочная деятельность, организовано много кружков, которые в основном направлены на развитие мелкой моторики: лепка из глины, раскрашивание игрушек, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, выдувание краски из трубочки).
В школе есть все необходимое для качественной работы логопедической службы. Специально оборудованные кабинеты для занятий, в которых есть различные методические материалы, пособия, картинки, счеты, зонды. С 2014 года в работе школы успешно используется сенсорная комната для эмоциональной разгрузки детей. Здесь расположены пузырьковые колонны, мягкие модули для игр. Когда ребенок находится в этой комнате, у него задействованы все органы чувств: тактильные, зрительные, слуховые и обоняние.
Логопедическая работа в Юрьевецкой коррекционной школе-интернате занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Здесь трудятся два логопеда-­дефектолога — Наталья Андреевна Киселева и Мария Алексеевна Хомутова. Принято считать, что логопед занимается только нарушением звукопроизношения, это далеко не так. Он правит все стороны речи: и грамматику, и лексику, и наполнение словаря, — это специалист, который развивает мышление, внимание, память.


Наталья Андреевна Киселева

Мечта логопеда – услышать результат своего труда

Наталья Андреевна закончила дефектологический факультет в Ташкентском Ордена Дружбы народов государственном институте имени Низами по специальности «Олигофренопедагогика». В 2006–2007 учебном году в Юрьевецкой коррекционной школе-­интернате был открыт 1(0) класс для детей со сложным дефектом с целью максимально возможной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции личности, самореализации этих воспитанников. Они представляют собой разнородную группу учащихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики — мышления, памяти, внимания, эмоционально-­волевой сферы. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией.
В 2007 году за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников Наталья Киселева как учитель — дефектолог областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Наталья Андреевна имеет высшую квалификационную категорию.
В настоящее время она обучает и воспитывает детей со сложным дефектом, является руководителем дефектологического спецсеминара.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т. к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки. В школе-­интернате создана и организована такая развивающая среда, которая оказывает правильное воздействие на детей со сложным дефектом.
Вот уже более 40 лет жизни Натальи Андреевны отдано педагогической деятельности, из них 35 — дефектологии. Она продолжает эффективно работать с особенными детьми и радуется, когда видит результаты своего труда.

Мария Алексеевна Хомутова

Мечта логопеда – услышать результат своего труда


Мария Хомутова — представитель 4 поколения учительской династии Богачевых. Она рассказала нам о себе и своей работе в такой нужной профессии.
После окончания школы Мария Алексеевна поступила в НГПУ им. Минина на факультет педагогики и психологии на специальность «Дефектология и логопедия». Училась с увлечением, ни о чем грандиозном не задумывалась, к тому же студенческая жизнь увлекла и несла в мир непознанного. На третьем курсе приехала на практику в Юрьевецкую школу-­интернат. Администрация и преподаватели школы отнеслись к ней по-доброму и заинтересованно. Руководитель практики Н. А. Киселева с позиции педагога-­практика с большим стажем работы объяснила особенности построения взаимоотношений с детьми не в норме.
Марии захотелось скорее попробовать свои силы, но для этого нужно было учиться с еще большим прилежанием. Она училась, участвовала в студенческих научных конференциях, лучшие ее работы были опубликованы в сборнике научных работ университета. Незаметно подошло время окончания университета. Она, не задумываясь, приехала в родной Юрьевец, пришла работать в школу-­интернат, не побоялась взять класс со сложной структурой дефекта. Продолжала заниматься самообразованием по теме «Применение карточек PECS для детей с расстройством аутистического спектра». Вышла замуж за своего руководителя курсового проекта, психолога школы Хомутова Е. В., так появилась учительская семья, как ­когда-то у ее бабушки и дедушки.
Зная о ее особом интересе к игровым нетрадиционным технологиям (пескотерапии, су-джок терапии, сказкотерапии, аромотерапии, хромотерапии, музыкотерапии), администрация школы в лице директора Н. Ф. Ильиной приобрела для молодого специалиста логопедические постановочные зонды, набор Монтессори, планшет с логопедическими играми, лицензионную программу «Игры для Тигры», бизиборд.
В ее 7(0) классе обучаются дети, требующие повышенного внимания, педагогического такта и человеческого отношения –это не пугает молодого специалиста, напротив, она делает все, чтобы они социализировались, поэтому Марию Алексеевну вместе с классом можно увидеть то у Обелиска, то на берегу Волги, то в музее. Ребята охотно участвуют в различных конкурсах, особенно в тех, которые развивают детскую речь.
Как все современные преподаватели, Мария Алексеевна повышает свое мастерство: прошла курсы повышения квалификации и получила I квалификационную категорию, заняла I место в тестировании молодых логопедов 2020г, ежегодно участвует в конференциях учителей-­логопедов в г. Вичуга, дважды на них выступала, делясь своими знаниями со старшими коллегами. В середине ноября Марии Алексеевне предстоит выступать на научно-­практической конференции молодых дефектологов с международным участием по ее любимой теме.
Мария Хомутова создала образовательный проект «Путешествие в страну Букварию» с целью автоматизации в речи обучающихся сложных для произношения звуков (р, л, щ, ж, з). Самое большое внимание уделяет индивидуальным занятиям, превращая процесс обучения в игру, используя всевозможные игровые виды и формы занятий: кинезиологические сказки, логопедические распевки, логоритмику и пальчиковый кукольный театр. Самых лучших результатов удается добиться при проведении интегрированных уроков в содружестве с дефектологом и психологом.
У Марии есть сокровенная мечта — увидеть, как ее ученики станут взрослыми и смогут чувствовать себя социально равноправными членами общества. И пусть не так много сделано, все самое важное еще впереди, хочется надеяться, что в благодарность за труд мечта Марии Алексеевны сбудется, и ее ученики будут ей благодарны.
Педагог, связавший свою жизнь с коррекционным образованием, это, безусловно, морально устойчивый человек, обладающий и психологическими знаниями, и природной мудростью, способный в любом ребенке видеть светлое и доброе, распознавать способности своего воспитанника и раскрывать лучшее. Случайные люди не задерживаются в этой профессии, лишь люди с добрым сердцем, те, кто увлечены своей работой и искренне любят детей, могут много лет работать в коррекционной школе.

Наталья Третьякова

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Газета «Волга»