Михаил Мень: «Мы выполняем все социальные обязательства перед жителями области»

Губернатор подводит итоги уходящего года и рассказывает о планах на 2010 год КРИЗИС СЕРЬЕЗНО УДАРИЛ ПО ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Михаил Александрович, Вы уже назвали 2009 год самым тяжелым годом своей работы в Ивановской области. Какие основные проблемы и трудности, с которыми пришлось столкнуться?
— Наш регион достаточно серьезно пострадал от мирового финансового кризиса. Прежде всего это связано с машиностроением, которое у нас дает примерно четверть валового регионального продукта и четверть доходной части бюджета. Приведу один пример: по данным руководства завода «Автокран», до кризиса завод продавал 3500 автокранов, на сегодняшний день они продают 700. По этой пропорции и можно судить о проблемах, существующих сегодня и в машиностроении, и в строительном комплексе страны в целом. Здесь мы получили серьезный удар. Кризис затронул и текстильную отрасль. С одной стороны, из-за повышения курса доллара стало легче конкурировать с зарубежной текстильной продукцией, но с другой — и обслуживать кредиты в валюте стало сложнее.
В результате в регионе начались задержки зарплат, а против ряда руководителей крупных предприятий даже возбуждались уголовные дела.
— Это была острейшая проблема. В июле общая задолженность по предприятиям нашего региона составляла более 200 миллионов рублей. На сегодняшний день совместно с прокуратурой нам удалось кардинально изменить ситуацию и снизить объем задолженности более чем в 2 раза — до 85 миллионов рублей. Да, пришлось и возбуждать уголовные дела. Но в конечном счете мы добились результата. Сейчас основные долги по зарплате на тех предприятиях, где существуют давние еще докризисные проблемы, и где речь идет о банкротстве.
Кризис дает возможность выявить: состоялся тот или иной руководитель или нет. Какие, на Ваш взгляд, в этом смысле были самые «проблемные» территории в области?
— Я не могу сказать, что довольно четко можно разделить, кто из глав городов и районов показал свою эффективность в кризис, а кто растерялся. Но были в этом году довольно серьезные проблемы в Кинешме, Приволжском, Вичугском, Юрьевецком, Гаврилово-Посадском районах. К сожалению, пока там не выстроены четкие отношения между муниципальными властями разных уровней. По объективным обстоятельствам были проблемы в Заволжском районе.
— Мартовские выборы дают возможность кардинально поменять власть в муниципалитетах. Насколько серьезно может поменяться власть в городах и районах после выборов?
— Думаю, что тотального изменения исполнительной муниципальной власти не будет. С другой стороны, есть у нас болевые точки, по которым необходимо принимать кадровые решения совместно с партией, победившей на выборах, и сформированными муниципальными советами. Сама выборная кампания будет серьезной лакмусовой бумажкой: после 14 марта будет понятно, какое отношение у людей к власти в том или ином муниципалитете. В городских округах смешанная выборная система, где будут не только кандидаты по одномандатным округам, но и партийные списки. В случае партийности руководителя муниципалитета, он и должен возглавить список партии. Отталкиваясь от результатов выборов, мы будем принимать решение по судьбе этих глав.
ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА, СОЦИАЛЬНЫХ КАРТАХ И НОВЫХ ДОМАХ
— Несмотря на проблемы, все-таки, как можно определить главный успех 2009 года в области?
— В первую очередь, это выполнение социальных обязательств. Когда разразился кризис, у нас была серьезная обеспокоенность на этот счет. Но нам удалось выстоять. В конечном итоге, мы не остановили и проекты развития — строительство объездной дороги вокруг Иванова, развитие аэропорта. Были доведены до конца многие социальные программы. Многое сделали для культуры: реконструировали здание филармонии, отремонтировали драмтеатр. Есть успехи и в здравоохранении, и в образовании.
— Один из главных проектов, который проходил испытание временем в 2009 году и касается большого количества жителей области — это социальные карты. Вы удовлетворены этим проектом?
— Президент страны Дмитрий Медведев активно стимулирует нас, чтобы регионы продвигали современные технологии в жизнь. Социальная карта — одна из таких технологий.
Вокруг социальных карт было много спекуляций и дебатов. Но что мы имеем в итоге? Во-первых, мы стабилизировали работу в транспортной системе, прошли первый этап в наведении здесь порядка. Во-вторых, мы сэкономили более 20 миллионов рублей бюджетных средств, что в год кризиса очень важно. В-третьих, мы благодарны предпринимателям, которые откликнулись на идею введения социальной карты и представили свои бонусы и скидки носителям этих карт.
Конечно, без сбоев не обходилось, но, устраняя недостатки, мы и дальше будем развивать этот проект.
В начале года были серьезные скандалы относительно новой системы оплаты труда у учителей и врачей. Оказалось, что большей частью от нее выиграли исключительно директора. Выправилась ли ситуация за этот год?
— Когда мы переходили на новую систему оплаты труда со стимулирующими выплатами, не все руководители были готовы правильно реализовывать рыночные механизмы. Мы столкнулись с тем, что наличие стимулирующих выплат руководящий состав воспринял как команду стимулировать «себя любимых». После нашего жесткого вмешательства ситуация стала выправляться. По некоторым данным, сейчас появляется перекос в другую сторону — кое-кто из начальников пытается не показывать в зарплате некие бонусы, но и с этим мы достаточно быстро разберемся. Ну а того, что было в начале года, больше не повторится.
— В области осваиваются деньги Фонда содействия ЖКХ — как по переселению людей из аварийных домов, так и по капитальному ремонту. Однако по сигналам с мест не все проходит гладко…
— Действительно, проблемы по освоению средств фонда ЖКХ есть. Однако для понимания ситуации, могу вам сказать, что в России всего лишь 2 региона вышли к концу года с идеально выполненными обязательствами. Иногда мешают объективные обстоятельства, например, погодные условия. Однако присутствует порой недобросовестность исполнителей и руководителей.
И все-таки мы на неплохом счету в фонде. Мы видим результаты: вводятся новые дома, люди переезжают в благоустроенные квартиры.
Что касается жалоб жителей на качество капитального ремонта, мы заставляем тех, кто допустил брак, переделывать и брать на себя гарантийные обязательства. Увы, следует признать, что в нашем регионе культура отделочных работ не на высоком уровне.
«МЫ ПОМОЖЕМ НАШИМ ТЕКСТИЛЬЩИКАМ В БОРЬБЕ ЗА ОЛИМПИЙСКИЕ ЗАКАЗЫ В СОЧИ»
— Хотелось бы поговорить о перспективах. В 2010 году прогноз по доходам бюджета области снижен почти на 1,4 миллиарда рублей. Мы только что говорили о том, что 2009 год был напряженным. Значит, в 2010 году будет сложнее? Справится ли область с социальными обязательствами?
— Год будет непростой. Мы сверстали бюджет по пессимистическому прогнозу, хотя есть надежда, что начиная со второго квартала ситуация будет выправляться. Но пока мы не будем «ловить журавля в небе». В случае появления дополнительных доходов мы сможем внести изменения в бюджет.
— Текстиль занимает у нас четверть экономики. Что удалось добиться за этот год в этой сфере?
— Несмотря ни на что, текстильная промышленность сохранилась даже в такой тяжелый период. Благодаря федеральной поддержке по увеличению субсидирования процентной ставки до 2/3 многие предприятия вздохнули свободнее. Рост субсидии позволил приблизить кредиты для текстильщиков к европейским стандартам.
Правительство области не отказывается и от идеи текстильного кластера. Более того: в той или иной мере кластер в области (как цепочка от переработки сырья до реализации готовой продукции, включающая промышленные предприятия, вузы, торговую инфраструктуру, меры господдержки) уже существует.
— Президент страны, проводя Госсовет в Иванове по проблемам текстиля, особо отметил важность борьбы с контрафактом. В этом году, например, в Москве был закрыт Черкизовский рынок. Ощущают ли текстильщики, что рынок освобождается от «левой продукции»?
— Как сообщают руководители текстильных предприятий, положительные моменты есть. Главное, чтобы это не стало просто акцией, а была налажена системная работа. Мы внесли в Минэкономразвития предложение по введению заградительных таможенных пошлин для ввозимой продукции легкой промышленности. Надеемся, что в ближайшее время это решение будет принято, и вкупе с увеличением субсидирования процентной ставки, с борьбой с нелегальной продукцией это даст неплохой результат для текстильщиков.
Значит, можем ставить амбициозные задачи и «одеть» всю Олимпиаду в Сочи в ивановский текстиль?
— Нашим текстильным предприятиям придется участвовать во всех тендерах, которые будут проводиться различными субъектами, которые функционируют на территории Сочи. Больший объем будет не столько на одежде для спортсменов, сколько на поставке продукции в гостиницы, спортивные заведения. Да, заказы будут большие, но такого, что весь госзаказ отдадут Ивановской области, не будет. Мы готовы всячески помогать и лоббировать интересы наших предприятий. У меня был разговор с Дмитрием Козаком на этот счет. Мы должны и будем участвовать во всех конкурсах.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ПЕРСПЕКТИВЫ: ОБЪЕЗДНАЯ ДОРОГА, АЭРОПОРТ, ТУРИЗМ
Правительство области довольно активно продвигает две идеи по стратегическому развитию области: сделать из Иванова логистический центр близ Москвы и развивать приволжский туризм. Что удалось сделать по этим двум направлениям в 2009 году?
— То, что нам удалось отстоять позицию по финансированию объездной дороги вокруг Иванова — одно из наших серьезных достижений в этом году. Для нас это прорывной проект, потому что невозможно чтобы почти полумиллионный город оставался без объездной дороги с учетом увеличения транспортных потоков в стране. Мы уже дали старт этому строительству.
Каковы перспективы у аэропорта? Лидеры КПРФ, например, активно Вас критикуют за выделение бюджетных средств на авиаперевозки…
— Аэропорт развивается. В этом году нам удалось стабилизировать расписание — пока перелеты осуществляются два раза в неделю. Постепенно увеличивается пассажиропоток. Общепринятый срок, за который можно его восстановить, — полтора — два года. С будущего года мы будем увеличивать объем рейсов.
Что касается критики, то мне очень жаль тех, кто не понимает необходимость и важность аэропорта для развития области. В любом регионе, где осуществляются региональные перевозки на небольшие расстояния (Псков, Тамбов, Курск, Кострома, Ярославль), они дотируемые.
Нам удалось убедить основных акционеров аэропорта — правительство Москвы — выделить 280 миллионов рублей на доведение навигационного оборудования до идеала. Мы будем развивать бизнес-авиацию, ищем партнера в лице грузоперевозочной кампании — это те самые направления, которые могут приносить прибыль.
Вы активно продвигаете идею развития Плеса как туристического центра области. Там проводится целый ряд фестивалей: джазовый, модный, Левитановский музыкальный… Когда же Плес сможет стать курортом всероссийского масштаба?
— Пример Плеса вдохновляет. За 4 года мы продвинулись очень серьезно вперед. Сейчас Плес принимает гостей любого уровня. Вы знаете, что с неофициальным визитом здесь был даже Президент Дмитрий Медведев.
Мы уже сделали так, что Плес уже на слуху и его знают. В апреле будем проводить большую презентацию города перед руководителями всех крупнейших общероссийских туристических агентств, которые занимаются внутренним туризмом. Я не делал этого в течение 4 лет, потому что мы были не готовы. Сейчас ситуация изменилась.
— Другие волжские города завидуют Плесу…
— Я думаю, что все зависит от инициативы местных руководителей и бизнеса. С точки зрения туристической, у нас есть два центра лаковой миниатюры — Палех и Холуй. Если говорить о Кинешме, то этот город должен базироваться не только на туризме — все-таки это промышленный город с неплохой экономикой. И я думаю, что после выборов в местные органы власти в Кинешме мы более внимательно рассмотрим все варианты его развития. А вот такие города, как Юрьевец, где красивые волжские пейзажи, замечательные места, связанные с памятью Тарковского, безусловно, будем развивать в туристическом плане.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»