Отображение истории всей нашей страны
«Есть в нашей школе кабинет,
Он памяти теплом согрет.
Здесь со стендов на ребят
Фотографии глядят.
Хранится важный документ
О школьной жизни прошлых лет.
На стендах выстроились в ряд
Те, кем гордится школа, —
Отличники, учителя.
Артисты и герои…»
Именно этими поэтическими строчками неизвестного автора начала свою публикацию на тему «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея» руководитель музея «История школы» при МБУ СОШ №1 им. А.С. Пушкина К.Г.Кузюкина.
— Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и где живешь. Именно поэтому важное место в воспитательно-образовательном пространстве занимает в нашей школе музей «История школы». На сегодняшний день он насчитывает 19 экспозиционных стендов, 13300 экспонатов, из которых 9800 — подлинные. Только за 2012-2013 учебный год музей посетило 622 человека.
Свою работу мы строим в соответствии с программой «Мы — Юрьевчане». Одна из ее целей — создание условий для успешного духовно- нравственного становления личности, воспитание гражданина-патриота.
Музей — это пространство самовыражения и творчества, где наши педагоги используют различные музейно-педагогические технологии. Особенно эффективны КТД (совместная проектно-исследовательская деятельность детей, учителей и родителей).
Активное сотрудничество с семьей стало важным приобретением в нашей работе. Помощь родителей при подготовке многих проектов — это залог успеха. Часто по крупицам приходится собирать информацию о семейных традициях, героических предках.
Если исследовательский проект стал общим семейным делом, то это, несомненно, способствует формированию особой духовной атмосферы в данной семье.
Так, готовясь к предстоящему 70-летию Великой Победы, в мае на базе музея прошла конференция на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». От ребят требовался не только рассказ о герое, но и личностное отношение к его действиям.
Например, Павел Талов (8 кл.) рассказал о своей бабушке А.И. Таловой: «Дети войны. Какие они? Откуда черпали силы, терпение и мужество, и как им удалось сохранить, не растерять в суровые военные годы, свою доброту и отзывчивость, любовь к жизни и немеркнущую надежду на лучшее будущее? В сердце каждого из них до сих пор отзываются воспоминания о той трагедии… Я хотел бы быть похожим на бабушку и прожить такую же многогранную, разностороннюю жизнь. Вот они какие «дети войны» — последние свидетели того тяжелого военного времени».
Александра Заякина (2кл.) рассказала о своей прабабушке — труженице тыла А.Ф.Варгасовой, которая в годы войны работала в колхозе. «Эта работа, такая, на первый взгляд, скромная, в масштабах страны была огромна. И не было в этом труде прогулявших и опоздавших, все, как могли, спасали Родину от врага». Такой вывод в заключении своего доклада сделала Саша.
Павел Позоров (4кл.) работал над темой «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи»: «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»,- поется в песне из известного кинофильма. В те далекие годы война коснулась каждого, ворвалась в каждую семью. Не прошла она и мимо моих прабабушки и прадедушки».
Свое сообщение Павел иллюстрировал стихами, автором которых является Светлана Позорова, выпускница нашей школы, родная тетя Паши:
«А до Победы шел народ
четыре года,
Прошел немало огненных
дорог,
Чтобы в Берлине над
Рейхстагом в сорок пятом
Советский воин красный
флаг воздвигнуть смог».
«К сожалению, мне не удалось увидеть своего прадедушку, самому расспросить его о войне и параде Победы. Но я с гордостью ношу его имя и передам своим детям все, что знаю о нем из рассказов бабушки и прабабушки. Я горжусь, что мои прабабушка и прадедушка внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне».
Аня Кузнецова (2кл.) тоже гордится своей прабабушкой М.В.Джежелей, которая в 1942 году работала медицинской сестрой в госпитале при средней школе №1. Юлия Ратницина (3кл.) составила сообщение на тему «Детство, опаленное войной», — о прабабушке К.В.Зуевой. Виктория Журилова (10кл.) — «Хлеб войны».
Понять и принять жизнь своих прабабушек и прадедушек ребятам оказалось очень непросто. Некоторые из них в конце работы признавались, что они не раз слышали рассказы о тяжелом детстве, о войне, но никогда не задумывались над этим. Здесь детям большую помощь оказали родители, благодаря чему эта работа стала еще одним шагом на нелегком пути духовного становления личности ребенка.
Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них свой народ и страну. Как раз в этом большая роль придается краеведению.
В учебный план школы включено биологическое, географическое, литературное и историческое краеведение для учащихся 6-9 классов за счет регионального и школьного компонентов как модули основных предметов. Все занятия проходят на базе музея.
Урок биологии в седьмом классе (учитель Т.А.Фурина) на тему «Окно в природу» (задача урока: «Показать взаимодействие человека и природы») прошел по материалам книг «В мире природы» и «В мире людей». Автор изданий — Марк Николаевич Смирнов — выпускник школы 1952 года, профессор Сибирского федерального университета, доктор биологических наук. Урок состоял из двух частей. Первая — знакомство с биографией знаменитого выпускника, чтение рассказов из его книг. Во второй части требовалось написать мини-зарисовку из своей жизни, из жизни родных, близких, друзей на тему «Человек и природа».
Ребята творчески подошли к выполнению этого задания. Анастасия Васина написала зарисовку «Разъяренный зверь». Аня Самохина — «Прогулки по нашему лесу», отразив в художественном стиле красоту и великолепие осеннего леса. Не менее интересны наброски и у других ребят: Евгении Пивоваровой — «Осенний лес» и Надежды Гарновой — «Белые близнецы». Читая эти материалы можно отметить, что все услышанное на уроке не прошло бесследно, нашло отражение в душах ребят.
На уроках литературного краеведения занятия проводились по очерку В.Г.Короленко «На затмении». События, описанные в рассказе, относятся к 7 августа 1887 года. Основное, о чем повествуется в очерке, — солнечное затмение и реакция юрьевчан на это явление. Читая строки Короленко и видя фотографии старого Юрьевца, ребята окунаются в далекую эпоху, пытаются почувствовать ту атмосферу, понять людей — угрюмых, древних, сонных, недоверчивых.
На уроках исторического краеведения ребята изучают историю женской гимназии и школьного храма Феодоровской иконы Божией Матери.
При изучении битвы под Москвой учителя истории опираются на местный материал о выпускнике школы Д.М.Удальчикове. За свой подвиг он награжден орденом Ленина. И теперь, благодаря помощи А.М.Липина, мы имеем в числе экспонатов музея подлинные документы Московского архива Министерства обороны: наградной лист Д.М.Удальчикова (с кратким изложением его личного боевого подвига); Приказ по войскам Западного фронта от 28 августа 1942 года о награждении Д.М.Удальчикова орденом Ленина.
Большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся проводит учитель начальных классов И.П. Мокеева. Это уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми, проектная деятельность — все формы обучения и воспитания направлены на создание атмосферы духовного соприкосновения с прошлым. Это экскурсия по выставочным комплексам: «История госпиталя № 3843 в годы Великой Отечественной войны в нашей школе»; «Выдающиеся земляки, подавшие пример патриотического служения Отечеству». Уроки Мужества, на которых происходили встречи с участниками событий в «горячих точках» и с родственниками погибших.
Вот отрывки из сочинений учащихся третьего класса, в которых ребята делятся своими чувствами после урока Мужества, посвященного памяти Дмитрия Кирсанова, выпускника школы 1992 года, погибшего в Чечне. «О таких героях, как Дима Кирсанов, я еще не слышал! Он учился в нашей школе, был хорошим учеником, увлекался парашютным спортом, потом стал отличным солдатом. Он проявил героизм, сражаясь с бандитами. Спасибо за то, что я узнал об этом человеке», — это пишет Дмитрий Штурмин.
» Я не думал, что герои могут быть рядом. Нам рассказали о Диме Кирсанове, который учился в нашей школе. На фотографиях он всегда улыбается и трудно поверить в то, что он погиб. Но он был отличным солдатом и выполнял приказ Родины. Давайте всегда помнить о нем», — пишет Павел Позоров.
Считаем, что школьный музей сегодня — это живой организм в процессе познания, который благодаря открытости и доступности обладает своими особыми средствами. Духовное соприкосновение с прошлым позволит ребятам приобрести бесценный эмоциональный опыт, который становится стержнем для ростков гражданственности и патриотизма, а в конечном итоге — духовно-нравственного становления личности.
Об этом и о своей программе «Стать гражданином своего Отечества», которая является частью основной образовательной программы второй ступени образования (8кл.) и интегрирована в преподавании следующих предметов: русский язык, литература, обществоведение, информатика, технология, а также во внеурочную деятельность, выступала 17 апреля 2013 года на областном семинаре «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в условиях ФГОС» Н.В.Смирнова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.
При подведении итогов семинара Институт развития образования Ивановской области выразил Н.В.Смирновой благодарность.
Подготовил М. Крайнов