Музей — пространство самовыражения и творчества

В школьном музееОтображение истории  всей нашей страны

“Есть в нашей школе кабинет,

Он памяти теплом согрет.

Здесь со стендов на ребят

Фотографии глядят.

Хранится важный документ

О школьной жизни прошлых лет.

 На стендах выстроились в ряд

Те, кем гордится школа, –

Отличники, учителя.

 Артисты и герои…”

 

Именно этими  поэтическими строчками неизвестного автора начала свою публикацию на тему “Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами школьного музея” руководитель музея “История школы” при МБУ СОШ №1 им. А.С. Пушкина К.Г.Кузюкина.

 

– Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и где живешь. Именно поэтому важное место в  воспитательно-образовательном пространстве занимает в нашей школе  музей “История школы”. На сегодняшний день он насчитывает 19 экспозиционных стендов,  13300 экспонатов, из которых 9800 –  подлинные. Только за 2012-2013 учебный год музей посетило  622 человека.

Свою работу мы строим  в соответствии с программой “Мы – Юрьевчане”. Одна из ее целей – создание условий для успешного духовно- нравственного становления личности, воспитание гражданина-патриота.

Музей – это пространство самовыражения и творчества, где наши педагоги используют различные музейно-педагогические технологии. Особенно эффективны КТД (совместная проектно-исследовательская деятельность детей, учителей и родителей).

Активное сотрудничество с семьей стало важным приобретением в нашей работе. Помощь родителей при подготовке многих проектов – это залог успеха.  Часто по крупицам приходится собирать информацию о семейных традициях, героических предках.

Если исследовательский проект стал общим семейным делом, то  это, несомненно, способствует формированию особой духовной атмосферы в данной семье.

Так, готовясь к предстоящему 70-летию Великой Победы, в мае на базе музея прошла конференция на тему “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. От ребят требовался не только рассказ о герое, но и  личностное отношение к его действиям.

Например, Павел Талов (8 кл.) рассказал о своей бабушке А.И. Таловой: “Дети войны. Какие они? Откуда черпали силы, терпение и мужество, и как им  удалось сохранить, не растерять в суровые военные годы, свою доброту и отзывчивость, любовь к жизни и  немеркнущую надежду на лучшее будущее? В сердце каждого из них до сих пор  отзываются воспоминания о той трагедии…  Я хотел бы быть похожим на бабушку и прожить такую же многогранную, разностороннюю жизнь. Вот они какие “дети войны” – последние свидетели того тяжелого военного времени”.

Похожий материал  В гостях у тетушки Лукерьи

В музееАлександра Заякина (2кл.) рассказала о своей прабабушке – труженице тыла  А.Ф.Варгасовой, которая в годы войны работала в колхозе. “Эта работа, такая, на первый взгляд, скромная, в масштабах страны была огромна. И не было в этом труде прогулявших и опоздавших, все, как могли, спасали Родину от врага”. Такой вывод в заключении своего доклада сделала Саша.

Павел Позоров (4кл.) работал над темой “История Великой Отечественной войны в истории моей семьи”: “Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой”,- поется в песне из известного кинофильма. В те далекие годы война коснулась каждого, ворвалась в каждую семью. Не прошла она и мимо моих прабабушки и прадедушки”.

Свое сообщение Павел иллюстрировал стихами, автором которых является Светлана Позорова, выпускница нашей школы, родная тетя Паши:

“А до Победы шел народ

                                 четыре года,

Прошел немало огненных

                                                 дорог,

Чтобы в Берлине над

     Рейхстагом в сорок пятом

  Советский воин красный

            флаг воздвигнуть смог”.

“К сожалению, мне не удалось увидеть своего прадедушку, самому расспросить его о войне и параде Победы. Но я с гордостью ношу его имя и передам своим детям все, что знаю о нем из рассказов бабушки и прабабушки.  Я горжусь, что мои прабабушка и прадедушка внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне”.

Аня Кузнецова (2кл.) тоже гордится своей прабабушкой М.В.Джежелей, которая в 1942 году работала медицинской сестрой в госпитале при средней школе №1. Юлия Ратницина (3кл.) составила сообщение на тему “Детство, опаленное войной”, – о прабабушке К.В.Зуевой. Виктория Журилова (10кл.) – “Хлеб войны”.

Понять и принять жизнь своих прабабушек и прадедушек ребятам оказалось очень непросто. Некоторые из них в конце работы признавались, что они не раз слышали рассказы о тяжелом детстве, о войне, но никогда не задумывались над этим. Здесь детям  большую помощь оказали родители, благодаря чему эта работа стала еще одним шагом на нелегком пути духовного становления личности ребенка.

Трудно любить и уважать просто “страну”, можно любить и уважать конкретных людей, а через них свой народ и страну. Как раз в этом большая роль придается краеведению.

Похожий материал  90 лет назад была образована Ивановская Промышленная область

В учебный план школы включено биологическое, географическое, литературное и историческое краеведение для учащихся 6-9 классов за счет регионального и школьного компонентов как модули основных предметов.  Все занятия проходят на базе музея.

Урок биологии в седьмом классе (учитель Т.А.Фурина) на тему “Окно в природу” (задача урока: “Показать взаимодействие человека и природы”) прошел по материалам книг “В мире природы” и “В мире людей”. Автор изданий – Марк Николаевич Смирнов – выпускник школы 1952 года, профессор Сибирского федерального университета, доктор биологических наук. Урок состоял из двух частей. Первая – знакомство с биографией знаменитого выпускника, чтение рассказов из его книг. Во второй части требовалось написать мини-зарисовку из своей жизни, из жизни родных, близких, друзей на тему “Человек и природа”.

Ребята творчески подошли к выполнению этого задания. Анастасия Васина написала зарисовку “Разъяренный зверь”. Аня Самохина – “Прогулки по нашему лесу”, отразив в художественном стиле красоту и великолепие осеннего леса. Не менее интересны  наброски и у других ребят: Евгении Пивоваровой – “Осенний лес” и Надежды Гарновой – “Белые близнецы”. Читая эти материалы можно отметить, что все услышанное на уроке не прошло бесследно, нашло отражение в душах ребят.

На уроках литературного краеведения занятия проводились по очерку В.Г.Короленко “На затмении”. События, описанные в рассказе, относятся к 7 августа 1887 года. Основное, о чем повествуется в очерке, – солнечное затмение и реакция юрьевчан на это явление. Читая строки Короленко и видя фотографии старого Юрьевца, ребята окунаются в далекую эпоху, пытаются почувствовать ту атмосферу, понять людей – угрюмых, древних, сонных, недоверчивых.

На уроках исторического краеведения ребята изучают историю женской гимназии и школьного храма Феодоровской иконы Божией Матери.

При изучении битвы под Москвой учителя истории опираются на местный материал о выпускнике школы Д.М.Удальчикове. За свой подвиг он награжден орденом Ленина. И теперь, благодаря помощи А.М.Липина, мы имеем в числе экспонатов музея подлинные документы Московского архива Министерства обороны: наградной лист Д.М.Удальчикова (с кратким изложением его личного боевого подвига); Приказ по войскам Западного фронта от   28 августа 1942 года о награждении Д.М.Удальчикова орденом Ленина.

Похожий материал  В гостях у тетушки Лукерьи

Большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся проводит учитель начальных классов И.П. Мокеева. Это уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми, проектная деятельность – все формы обучения и воспитания направлены на создание атмосферы духовного соприкосновения с прошлым. Это экскурсия по выставочным комплексам: “История госпиталя № 3843 в годы Великой Отечественной войны в нашей школе”; “Выдающиеся земляки, подавшие пример патриотического служения Отечеству”.  Уроки Мужества, на которых происходили встречи с участниками событий в “горячих точках” и с родственниками погибших.

Вот отрывки из сочинений учащихся третьего класса, в которых ребята делятся своими чувствами после урока Мужества, посвященного памяти Дмитрия Кирсанова, выпускника школы 1992 года, погибшего в Чечне. “О таких героях, как Дима Кирсанов, я еще не слышал! Он учился в нашей школе, был хорошим учеником, увлекался парашютным спортом, потом стал отличным солдатом. Он проявил героизм, сражаясь с бандитами. Спасибо за то, что я узнал об этом  человеке”, – это пишет  Дмитрий Штурмин.

” Я не думал, что герои могут быть рядом. Нам рассказали о Диме Кирсанове, который учился в нашей школе. На фотографиях он всегда улыбается и трудно поверить в то, что  он погиб. Но он был отличным солдатом и выполнял приказ Родины. Давайте всегда помнить о нем”, – пишет Павел Позоров.

Считаем, что школьный музей сегодня – это живой организм в процессе познания, который благодаря открытости и доступности обладает своими особыми средствами. Духовное соприкосновение с прошлым позволит ребятам приобрести бесценный эмоциональный опыт, который становится стержнем для ростков гражданственности и патриотизма, а в конечном итоге – духовно-нравственного становления личности.

Об этом и о своей программе “Стать гражданином своего Отечества”, которая является частью основной образовательной программы второй ступени образования (8кл.) и интегрирована в преподавании следующих предметов: русский язык, литература, обществоведение, информатика, технология, а также во внеурочную деятельность,  выступала 17 апреля 2013 года на областном семинаре “Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики в условиях ФГОС”  Н.В.Смирнова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.

При подведении итогов семинара  Институт развития образования Ивановской области выразил Н.В.Смирновой благодарность.

    Подготовил М. Крайнов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: