Музыка эпохи Барокко

В детской школе искусств
В детской школе искусств

Удивительная вещь — искусство! С помощью него люди могут путешествовать во времени и пространстве. И вот в конце января с помощью музыки все участники и зрители концерта под названием «Вечер музыки эпохи барокко», который проходил в актовом зале Юрьевецкой детской школы искусств, смогли перенестись на несколько столетий назад в эпоху, которую историки и искусствоведы называют словом «барокко».

Многие учащиеся школы соприкасаются с этой эпохой в истории мировой музыки и культуры довольно часто. И педагоги Юрьевецкой ДШИ рассказывают им об этом времени. Но в этот раз на концерте можно было узнать о стиле барокко подробнее и выяснить, что стало причиной его возникновения, увидеть и по-настоящему почувствовать, как жили люди той эпохи, каким им представлялся мир. А в те самые 16-17 века итальянское слово «barocco» означало причудливый, странный, склонный к излишествам.

Словом «барокко» принято называть направление в искусстве второй половины 16 — начала 17 веков. А термин «барокко», как обозначение музыкальной эпохи, используется относительно недавно. Впервые его применил музыковед Курт Закс в 1919 году. В разных контекстах слово «барокко» могло обозначать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Но все эти оттенки слова воспринимались преимущественно негативно, так как обозначали дурновкусие, нарушение классического стиля.

Искусство тесно связано с историей. И появление барокко стало следствием исторических событий, которые происходили в 15-17 веках. Рим, распространивший католицизм по всей Европе, обладал огромными денежными ресурсами за счет крестовых походов. Обладая неограниченной властью, церковь стала по-своему трактовать священное писание, а так как  большинство богослужебных книг было на латинском языке, то простым людям трудно было проверить правоту принимаемых церковью решений. Однако нашелся священник, который осмелился противостоять церкви. Его звали Мартин Лютер. Он перевел основные богослужебные книги на немецкий язык, и последователи его учения, их называли протестантами, использовали на службах песнопения тоже на немецком языке. Религиозные темы в высоком искусстве стали все больше вытесняться светскими.

Постепенно выразительные возможности  человеческого голоса уже не могли удовлетворить замыслов композиторов того времени. И на смену вокальной музыке пришла музыка инструментальная. Среди барочных инструментов были с замысловатым названием «харди-гарди» или в простонародии колесная лира, флейты, кларнет, гобой, фагот, виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель и другие.

Среди композиторов эпохи барокко, несомненно, самым известным является И.С Бах, арию из оркестровой сюиты №3 которого исполнили воспитанник школы Христиан Березнюк и педагог Т.Н.Обрезкова. На концерте в исполнении Златы Березнюк прозвучал Менуэт И.С.Баха и Маленькая прелюдия ре минор И.С.Баха в исполнении Кати Томиной и Златы Рябчиковой. «Фантазию» И.С.Баха исполнил Александр Гальцев.

Своеобразным по звучанию барочным инструментом является клавикорд. Это инструмент певучего, но тихого звучания. Он не годился для концертных выступлений, но обладал способностью воспроизводить штрих легато — связную игру. Именно такой музыкальный прием использован в прелюдии И.С.Баха, которая прозвучала в исполнении Кати Кульпиной.  Также произведения И.С. Баха исполнили воспитанники школы Аня Соболева, Павел Позоров и Ксения Рябчикова.

Известным композитором этой эпохи является Антонио Вивальди. Кажется, нет людей, которые не слышали его 4 концертов для скрипки «Времена года». Этот композитор создал множество инструментальных произведений с участием и ведущей ролью скрипки. В них скрипка может петь также выразительно, как человеческий голос в оперной арии, и увлекательно развертывать виртуозное пассажное движение. В исполнении Софии Ушаковой, Анны Петровой и Ксении Рябчиковой прозвучал Концерт для двух скрипок ля минор. В заключение прелюдию и фугу си бемоль А.Вивальди исполнила педагог Юрьевецкой ДШИ Н.Н.Надеждина.

Прошло уже несколько веков, но отголоски стиля барокко — «необарокко» —  слышны и в современной музыке. На рубеже XX и XXI веков интерес к музыке барокко и, в первую очередь, к опере эпохи барокко возрос. Некоторые точки соприкосновения имеют музыка барокко и джаз. Эта эпоха задает вопросы, обращенные к человечеству. С уверенностью можно сказать, что произведения, написанные мастерами барокко, будут жить еще много веков.

Подготовил Г. Идрисов,

фото автора

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»