На байдарках по Унже

На байдарках по УнжеНынешним летом семья Черновых продолжила путешествие на байдарках по родному краю, по тем местам, где когда-то Владимир (глава семейства) ходил со своими родителями. Именно они привили любовь к природе, путешествиям, спортивному познавательному туризму. На этот раз практически за два с небольшим дня туристы совершили сплав по Унже на байдарках от Макарьева до Юрьевца.

10 июля около 8 часов утра группа туристов-байдарочников со всем своим снаряжением выехала из Юрьевца в поселок Макарьев Костромской области на автомобиле УАЗ (буханка).

— В состав группы вошли шесть человек: я, моя жена Галина, сын Алексей, сын Ефим с женой Евгенией и очень хороший знакомый, представитель администрации района Валерий Силкин. Он в прошлом речник и давно изъявлял желание поучаствовать в сплаве на байдарках, — рассказывает руководитель похода Владимир Чернов.

На протяжении всего пути до Макарьева нас сопровождал проливной дождь, что сказывалось и на настроении всей группы.

Через четыре часа пути по прибытии на место женщины стали готовить обед, а мужчины собирать байдарки. В этот раз они, кроме двух байдарок, в качестве сопровождения взяли с собой еще надувную резиновую лодку с мотором.

После обеда, около четырех часов вечера, мы отправили водителя назад, а сами, спустив байдарки и лодку, начали сплав по Унже, — продолжает рассказ Владимир. —  Нам предстояло пройти около 90 километров до места впадения Унжи и Немды и еще около двадцати километров до Юрьевца.

Унжа из-за дождливой погоды в этом году полноводная. Уровень ее высок. Даже у Макарьева, как отметили участники сплава, ее ширина составляет около ста метров.

— Берега подтоплены. Это видно по тому, что многие вековые деревья стоят в воде. По словам местных жителей, такое бывает только весной, да и то в те годы, когда зимы многоснежные, — сказал Владимир. — Все это несколько осложнило наш сплав. Дело в том, что практически все основные места для стоянок, где можно было остановиться на ночлег, оказались затопленными.

Основной костяк группы составляли опытные байдарочники, за исключением Валерия. В самом начале ему объяснили, как усаживаться, а потом по ходу дела Владимир, с которым он был в паре, учил новичка правильно работать веслами. Ведь гребля на байдарке довольно сильно отличается от гребли на обычной лодке, здесь необходим опыт и совершенно другие навыки.

Валерий шел со мной в трехместной байдарке. В середине в качестве пассажира сидела наша собака породы акито. Несмотря на то что ей всего шесть месяцев, выглядит она внушительно, — продолжает Владимир. — Перед поездкой мы волновались по поводу того, как собака будет вести себя в лодке, но все волнения оказались напрасными. Ей очень понравилось. Для Валерия эта поездка была настоящим экстримом. На второй день он уже «почувствовал» весло, понял, как правильно делать гребок.

Во время одной из стоянок с ним случилась беда — он умудрился проколоть ногу старым гвоздем. Супруга Владимира, Галина, быстро и качественно обработала ему рану.

По пути туристы любовались красотами Унжи и ее берегов. К вечеру, увидев подходящее место для стоянки, сделали привал. Дождь, который периодически случался во время сплава, вымочил их до нитки.

— На этой стоянке мы были не первыми. Забегая вперед, замечу, что все места отдыха по берегам тщательно оборудованы, — с гордостью за туристов, отдыхающих здесь, говорит Владимир. — Везде сделаны столики, лавочки. Отведены специальные места для кострищ и даже есть запас дров. И что характерно, нигде не оставлен мусор.

На байдарках по УнжеНа второй день сплава погода была солнечной. После п. Дорогиня байдарочники, пройдя под мостом, который, как говорят местные жители, построили военные, вышли на более широкую часть Унжи. По пути следования они любовались красивыми островами. Пройдя еще несколько километров, решили сделать привал. Тем более, что вторая байдарка и лодка сопровождения отстали.

— Мы решили связаться с ними, но попытка успехом не увенчалась. Как сказали местные жители, здесь не все телефоны «ловят» связь. Один из них достал старенький «мобильник», и я смог дозвониться до своих. Как выяснилось, они свернули в другую протоку и потеряли нас из вида, — сетует Владимир. — Местные жители также посоветовали, где можно остановиться. В указанном месте оказалась превосходно оборудованная стоянка с натянутым тентом и трапами на тропинках.

Валерий взял с собой удочки. Во время стоянки на следующее утро решил порыбачить и, как оказалось, весьма удачно.

После завтрака группа продолжила свой путь к месту последней стоянки, а именно, к месту слияния Унжи и Немды и впадения их в Волгу. Изначально здесь планировался ночлег, а на следующий день утром, пока была тихая, безветренная погода, отправиться на наш, юрьевецкий берег.

Около двух часов дня они пристали к берегу, разбили лагерь, приготовили уху из пойманной Валерием рыбы. Дело шло к ужину. И тут всем стали звонить родственники и предупреждать о надвигающейся штормовой погоде. Собрались, посоветовались.

— Я, как старший группы, в 6 часов вечера принял решение отправляться в Юрьевец в этот же день. По моим подсчетам, мы должны были переправиться через Волгу еще засветло, — говорит Владимир. — В течение двух часов лагерь был свернут, жалко, что приготовленную уху мы так и не попробовали.

На байдарках по Унже Байдарочники взяли курс на спасательную станцию. В начале переправы волны не было. Она появилась чуть подальше от берега, причем боковая. Пришлось немного перестроиться.

— По правилам байдарка должна резать волну пополам. Нельзя отклоняться ни вправо, ни влево. Не надо пропускать волну и ждать, когда она ударит в борт байдарки, а грести без остановки, — говорит Владимир. — Все эти тонкости по ходу дела объяснял Валерию, с которым мы по-прежнему шли на байдарке в паре.

Как и планировалось, до Юрьевца туристы добрались через два часа. На Волге была тишина. А на следующий день погода действительно изменилась. Поднялся ветер, волна усилилась. При такой погоде сплавляться было бы весьма сложно.

В заключение разговора руководитель группы поделился своими планами:

—  На следующий год мы планируем начать сплав с самых верховьев Унжи. Говорят, что там живут люди с совершенно иным укладом жизни. Хочется увидеть их, пообщаться, —  сказал Владимир.

— Возможно, сплавимся до Юрьевца, а может, только до Макарьева. Думаю, к нам присоединятся и наши друзья.

* * *

унжаМы встретились с Валерием Силкиным, и он поделился своими впечатлениями о сплаве.

— С семьей Черновых я знаком давно. Владимир периодически участвует в соревнованиях и даже представляет наш район в областных состязаниях. Мы с ним разговаривали о том, что я хочу участвовать в сплаве, но, так как опыта походов на байдарке у меня нет, на положительный ответ я, честно говоря, не надеялся. А тут он позвонил и предложил пройти по Унже от Макарьева до Юрьевца. Собирался спонтанно, проблем и на работе, и дома было много, но все утряслось.

Мне, как речнику, пришлось пробороздить Волгу и другие реки на катерах и на теплоходе «Отмель». Поразило то, как сильно разлилась в это время Унжа вблизи поселка Макарьев. Такое бывает только весной, в самый разгар половодья, а тут середина лета. Вот что значит дождливый год.

Не менее я был удивлен и экипировкой команды. Они достали из машины чемоданчики, а когда открыли первый и разложили содержимое, выяснилось, что внутри была разобранная байдарка, которую собрали очень быстро. Владимир, руководитель команды, — профессионал высокого класса. Он прекрасно подготовился к сплаву.

Это видно во всем. Так получилось, что на байдарке (двойке) сломался шпангоут. Владимир достал ремкомплект и вскоре неисправность была устранена.

До этого я ни разу не ходил в байдарке. Как мне сказали члены команды, самое сложное — сесть в судно. Ничего, получилось. Шли мы по течению. Мне, как спортсмену, даже без навыков гребли на байдарке было не очень тяжело.

На месте первой стоянки меня ожидал неприятный сюрприз — наступил на гвоздь.  Если честно, то я перепугался. Мы находились далеко от населенных пунктов, где могли оказать квалифицированную медицинскую помощь. Владимир сразу успокоил меня. Он позвал жену Галину, которая принесла «аптечку». Чего в ней только не было. Мы тоже собираем на соревнования медикаменты, но не так тщательно. Мою ногу профессионально обработали, и все обошлось.

Галина вообще молодец. На стоянках мы нашли грибы, и она сразу сварила суп. Причем для приготовления использовала речную воду.

На байдарках по УнжеНа второй день мы долго искали место, где остановиться. На стоянке были уложены наколотые березовые дрова и инструмент (грабли, топор), оборудовано кострище и даже деревянные трапики на тропинках имелись. Спасибо тем, кто здесь был до нас.

Утром я взял резиновую лодку сопровождения, отгреб в камыши и решил порыбачить, тем более, что снасти у меня были с собой.  В начале клевала довольно крупная плотва, а потом на свой «верхпоплав» я поймал леща, что бывает очень редко. В целом, рыбалка удалась.

С серьезными нагрузками я столкнулся, когда мы пересекали Волгу. Была бортовая волна, а если быть точным, то она била в борт лодки немного под углом. От брызг мы все вымокли. Добрались за два часа.

Этот мой первый сплав мне запомнится на всю жизнь. Очень понравилось. На мой взгляд, все прошло прекрасно. Я восхищен организацией похода и профессионализмом всех участников сплава, особенно руководством Владимира. Если появится возможность, то приму участие и в следующий раз.