«На целый день воспитательница становится для малыша мамой»

«На целый день воспитательница становится для малыша мамой»

27 сентября отмечается День дошкольного работника. Праздник этот молодой (учрежден в 2016 г.), и стаж работы главных его героев – сотрудников детсадов – во много раз превышает возраст самой торжественной даты. Среди них и наша героиня — воспитатель ДОУ № 5 Нина Васильевна Кузнецова, посвятившая воспитанию дошкольников более 40 лет своей жизни.

Нина Васильевна сама начинает рассказ. Конечно же, он идет о ее воспитанниках. Сейчас наша героиня руководит старшей группой, которую посещают двадцать ребят. Все дети, как утверждает воспитатель, замечательные: умные, послушные, талантливые. С гордостью Нина Васильевна демонстрирует нам рабочие тетради подопечных, обращает внимание на то, как аккуратно и старательно выполняют задания ребята. И, конечно, вспоминает выпускников прежних лет. В связи с этим возникает вопрос, который мы тут же и задаем.

Нина Васильевна, а сколько выпусков за вашими плечами и поддерживаете ли вы с ними связь?

Если честно, никогда не считала, но очень много, и прощание с каждым выпуском – всегда очень памятный и трогательный для меня момент. Ведь все это МОИ ДЕТИ.
Они приходят к нам в возрасте 1,5 – 2 лет совсем несмышлеными. Детский сад для них пока совсем чужой, а главное — здесь нет мамы. На целый день до самого вечера воспитательница становится для малыша мамой, а он ее ребенком.
На моих глазах и с моей помощью дети обучаются элементарным бытовым навыкам, растут, развиваются и взрослеют. Я внимательно наблюдаю за каждым ребенком, выявляю его склонности и таланты, а затем даю рекомендации папам и мамам, в какое русло направить энергию их дочери или сына.
Поэтому судьба моих воспитанников, конечно, мне небезразлична. Узнаю об успехах и достижениях ребят от их родителей при встрече на улице, в магазине или посредством мессенджеров.

«На целый день воспитательница становится для малыша мамой»

Расскажите о том, как вы пришли в эту профессию?

Я была единственным ребенком в семье, братьев и сестер не было, возможно, поэтому с самого детства меня тянуло к малышам. У наших соседей росла маленькая дочка Ирочка, и я очень любила с ней возиться, хотя сама была еще ребенком. Нянчилась с ней, качала на руках, помогала, шила и вязала одежду для ее кукол. Всегда я была рядом с детьми. Это и определило выбор профессии, который оказался правильным. Всю свою жизнь я проработала в детском саду, и ни разу не пожалела о таком решении.
Окончив Кинешемское педагогическое училище, вернулась в Юрьевец, где начала работать в детсаду им. Карла Маркса. Набрала ясельную группу и довела до выпуска. Очень помогали тогда родители, они относились ко мне крайне внимательно и заботливо. Кстати сказать, и с нынешними мамами и папами у нас отношения хорошие и бесконфликтные. Затем я работала в детсаду № 13. Теперь тружусь в ДОУ № 5.
Был период, когда я являлась заведующей дошкольным учреждением. Это уже совсем другая сфера, связанная с оформлением документов, хозяйственными заботами. Меня же всегда тянуло к детям. Я вновь вернулась к педагогической деятельности и очень этому рада.
По моим стопам, кстати, пошла и дочь Юлия. Она преподаватель английского языка.

Нина Васильевна, чтобы мы ярче представляли себе труд воспитателя, опишите свой обычный рабочий день.

Рабочий день длится с 7-30 до 18-00. В это время в группу уже заходят первые мои воспитанники. Я рассказываю, какая работа нас ожидает сегодня, и ребята самостоятельно начинают готовить рабочие места к занятиям, они уже знают, что понадобится для того или иного урока.
Затем обязательная утренняя гимнастика, завтрак. С 9-00 в группе начинаются занятия. Их в день проходит 2 – 3 по 30 минут по самым разным предметам. Дети осваивают навыки письма и счета, получают знания об окружающем мире, рисуют, лепят, мастерят. Потом идем на прогулку, обедаем. Затем дневной сон. До вечера ребятам отводится время для игр, самостоятельной двигательной активности.
Но, и придя домой, воспитатель продолжает работать — готовится к занятиям следующего дня, каким бы опытным он ни был, сколько бы ни накопил обучающего и развивающего материала.
Также дома я занимаюсь и оформительской работой помещения своей группы. Сейчас, конечно, в продаже есть большое количество всевозможных плакатов и элементов декора к любому празднику, но мне больше нравятся те, что изготовлены своими руками, тем более, что я с детства люблю рисовать. (Посмотрев по сторонам, находим подтверждение слов Нины Васильевны. Стены помещения, где весь день проводят малыши, украшают большие вырезанные из ватмана и ярко раскрашенные фигуры школьника и школьницы и несколько десятков бумажных листьев, также разрисованных вручную. — прим. автора).

Нина Васильевна, что, по-вашему, является самым сложным в работе воспитателя?

Думаю, самое трудное – найти подход к каждому ребенку, чтобы впоследствии оказать ему своевременную и правильную педагогическую помощь, устранить факторы, которые могут помешать развитию малыша, выявить его таланты и способности.

Помимо конкретных учебных задач, решаемых на занятиях, достижения каких более глобальных целей вы стараетесь добиться?

Крайне важным считаю задачу – научить правильно, чтобы не пришлось потом переучивать. То есть не просто держать карандаш, а держать его правильно, не просто рисовать, а занимать все пространство альбомного листа и т. д. На самом деле, этого не так просто добиться, нужно постоянно напоминать ребенку, как именно верно, и, если он забывает об этом, напоминать еще и еще, контролировать, поправлять. А детей в группе не один, а двадцать. Времени такая работа занимает немало, но она необходима.
Еще для меня важно научить детей дружить и помогать друг другу. Очень радостно, если вижу, что мои усилия в этом направлении дают свои плоды. Например, когда уже выполнивший задание малыш оказывает помощь другому, у которого возникли затруднения.

Нередки случаи, когда родители не могут справиться с одним ребенком, а вы управляетесь с двадцатью. В чем секрет?

Тут, мне кажется, вопрос не только в количестве, но и в окружающей обстановке. В детском саду ребята ведут себя совсем по-другому, нежели дома. Они привыкают к здешним правилам и требованиям воспитателя. Четкий распорядок дня в учреждении также способствует воспитанию дисциплины. Ну и опыт в этом деле, конечно, немаловажен.

Нина Васильевна, очевидно, что воспитательный процесс – дело весьма непростое. Как опытный педагог дайте несколько рекомендаций родителям малышей.

Главное, в чем нуждается ребенок, это, конечно, любовь, без которой невозможно нормальное развитие малыша. Тут важно понимать, что выражается она не в баловстве и вседозволенности, а во внимании, уважении и поддержке.
Если говорить о подготовке ребят к школе, то мамам и папам следует обратить внимание на развитие мелкой моторики рук. Как говорил известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Поэтому вместе как можно больше лепите, рисуйте, собирайте мозаику, мастерите.
И еще один совет: сведите к минимуму общение ребенка с телефоном и компьютером и побольше занимайтесь творчеством!

Нина Васильевна, благодарим за очень интересную беседу и поздравляем вас и всех ваших коллег с профессиональным праздником! Желаем здоровья и благополучия! Спасибо за ваш труд, безграничную любовь и внимание к нашим детям!

Надежда Лебедева,
фото автора и из архива
Н. Кузнецовой

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»