Нашей школе нужен доктор

Нашей школе нужен докторБольшую часть своего времени наши дети проводят в школах. И не только приобретают там знания, но и, увы, порой теряют здоровье. А в последнее время поступает всё больше сообщений о том, что в стенах учебных заведений происходят несчастные случаи. Порой именно потому, что школьникам просто некому было оказать первую помощь…

Перевязали руку шарфом

В советское время дверь кабинета врача в любой школе практически не закрывалась: у одного температура поднялась, у другого голова закружилась, у третьего кровь из носа на физкультуре потекла… Теперь, если даже в школе и есть медкабинет, то он почти всегда закрыт, потому что медсестра работает не на постоянной основе, а приходит на пару часов, не говоря уже о враче.

Мама девятиклассницы одной из ивановских школ Татьяна Романова рассказывает, что когда ее дочь на перемене сильно толкнул мальчик, и девочка, ударившись о стену, потеряла сознание, на помощь пришла учитель младших классов, оказавшаяся рядом. На скорой ребенка доставили в больницу. «Дочь ничего не помнила, но ребята рассказали, что в школе на тот момент не было медсестры, — рассказывает женщина. – Пока ехала скорая помощь, ее перенесли в ближайший кабинет и дали нашатыря…» Уже в больнице школьнице поставили диагноз: сотрясение головного мозга. Мама радуется: всё обошлось, но что было бы, случись с ребенком что-то более серьезное, а первую помощь бы ему оказать никто не смог…

Сын ивановца Владимира Мотылёва разбил стеклянную дверь, а в школе не оказалось даже бинта. Пока ждали скорую помощь (она, к слову, приехала только к началу следующей перемены), учитель перевязала рану… собственным шарфом. Обезболивающее тоже дала свое. «Я застал сына буквально истекающим кровью. Все вокруг перепуганы – и дети, и взрослые… — рассказал ивановец. – А потом еще оказалось, что сын сам во всём виноват: быстро бежал и ничего не видел. И мы вставляли новое стекло…»

Заложники подобных ситуаций не только школьники, но и учителя. Именно они, отвечая за здоровье ребенка по закону, при этом не имеют права даже рану обработать зеленкой. Так как всякое медицинское вмешательство может осуществлять лишь человек со специальным образованием.

Без льгот, но с большой ответственностью

Большие перемены в сфере школьной медицины случились в 2013 году: людей в белых халатах исключили из системы образования, закрепив за Минздравом. В результате школы по всей стране остались без штатных врачей. По каким дням заботиться о здоровье школьников, теперь решают поликлиники.

Согласно приказу Минздрава, сегодня максимальная нагрузка на одного врача – тысяча детей, от 100 до 500 должно приходиться на медсестру. Но учитывая, что только 12% школ региона имеют наполняемость более тысячи учеников, то в остальных школах педиатр появляется далеко не каждый день. Как сообщили нам в департаменте образования, часто медики принимаются на несколько ставок по совместительству. При этом свободных вакансий остается немало.

Надежда Иванова долгое время работала медсестрой в школе, но год назад перешла в поликлинику, к участковому терапевту. Говорит, что работать в школе невыгодно: нагрузка и ответственность большая, а зарплата мизерная, льгот – никаких. «Учитель может получить льготную пенсию, а школьный медик с таким же стажем – нет, — рассказывает фельдшер. – И льгот, как медики в поликлинике или больнице, мы тоже не получаем…»

ЦИФРЫ Согласно печальной статистике, в школу поступает 21,8% здоровых первоклассников, а к 11-му классу остаются абсолютно здоровыми только 15,3% детей. Необходимость целенаправленного развития системы школьной медицины подтверждают и последние данные Роспотребнадзора, согласно которым хронические заболевания есть более чем у половины школьников (их частота за последние 10 лет увеличилась в два раза).

От учителя физкультуры тайн быть не должно

Как говорит Надежда Иванова, школьная медицина сегодня держится в основном на личном доверии. Дело в том, что закон о персональных данных запрещает знать учителю о диагнозе ребенка, если только его об этом не уведомит родитель. В результате в классе может быть ребенок, больной, к примеру, астмой, а классный руководитель об этом и не узнает…

«Я считаю, что врач должен быть в каждой школе, обладать полной информацией о тех, у кого хронические заболевания или инвалидность, — рассуждает медик. – А при той нагрузке, что была у меня (работала сразу на три школы), я и детей-то толком не знала… Информация о здоровье ребенка обязательно должна быть доступна учителю физкультуры – именно там чаще всего и случаются несчастные случаи. И ребенок должен иметь право, почувствовав себя плохо, пойти к медработнику и взять освобождение от занятий». Но к кому же он пойдет, если медкабинет на замке?

По данным департамента здравоохранения, укомплектованность персоналом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь обучающимся, в прошлом году составила чуть более 90%. «Сегодня главврачами учреждений здравоохранения принимаются необходимые меры для укомплектования медкадрами, но дефицит сохраняется», — отметила замначальника департамента здравоохранения Татьяна Слабинская.

В прошлом учитель из Комсомольска, завуч местной школы-интерната Зинаида Большакова с сожалением вспоминает, что раньше на педсоветах обязательно присутствовал и врач: следил за тем, чтобы школьные нагрузки не выходили за пределы норм… «Медик тесно сотрудничал и с педагогами, и с учениками. Следил за питанием школьников, выносил рекомендации по его изменению. Обязательно присутствовал на спортивных мероприятиях. Беседовал с родителями. И главное – знал каждого своего подопечного в лицо, особенности его здоровья и диагнозы. А кроме медицинского в школе был и зубной кабинет, где и школьники, и педагоги могли получить помощь», — сравнивает Зинаида Ивановна.

 Прежде чем вылечат, придется попутешествовать

Согласно существующим правилам, школа на безвозмездной основе предоставляет медицинской организации помещение для оказания медпомощи. Оснащение же самих кабинетов происходит за счет муниципальных бюджетов.

Как отметили в департаменте образования, в школах региона достаточно благоприятная ситуация с лицензированием медкабинетов: только в четырех школах они пока не имеют лицензии. При этом ежегодно на их обновление и подготовку к новому учебному году выделяются средства.

В более выигрышном положении оказываются, как это ни странно, дети из сельских школ. Из-за небольшого количества учащихся соответственно и нагрузка на фельдшера или медсестру меньше. Кроме того, как правило, в доступной близости от школы располагаются ФАПы, где школьники также могут получить оперативную помощь.

Но и здесь есть свои нюансы. Порой от момента несчастного случая и до госпитализации ребенка могут пройти часы. Как рассказала директор Порздневской школы Лухского района Татьяна Климова, если случается что-то серьезное и требуется помощь медиков, то первичный осмотр проводит фельдшер или врач скорой помощи, которую вызывают учителя. «В случае если требуется госпитализация или более точная постановка диагноза, то пациента везут в больницу в Лух, — делится Татьяна Васильевна. – И уже в зависимости от того, какой диагноз ему поставят, далее ребенка опять везут в ЦРБ соседних районов…».

Широко обсуждаемый законопроект «О возрождении школьной медицины» должен закрепить конкретные обязанности школьного врача. Предполагается, что их деятельность в первую очередь будет направлена не на лечение, а на профилактику. Призвал вернуть врачей в школы и президент Владимир Путин, назвав проблему сохранения здоровья детей очень важной. И первые пилотные проекты по возрождению школьной медицины в нескольких регионах страны уже стартовали.

Наталья БЫСТРЯНСКАЯ, «Ивановская газета»
Фото — Дмитрий РЫЖАКОВ
http://ivgazeta.ru/read/27829
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»