Насколько здоровы наши дети ?

С таким вопросом накануне учебного года наш корреспондент Т.Терешина обратилась к заведующей детским поликлиническим отделением Валентине Владимировне Скрицкой. Вот что она рассказала.

— Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.
Источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. В районе функционирует 7 школ: 3 в городе (имеют ставки медсестры) и 4 в селе. Ставки школьного врача нет. В связи с этим осмотры школ проводятся участковыми врачами. В детской консультации — три участковых врача, имеют сертификаты «Врач-педиатр». Функции врача в школе велики и очень важны, вот почему ставка школьного врача в районе остро необходима.
Основная работа по медицинскому обеспечению школьников района возлагается на средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (доврачебный этап, скрининг, лабораторное обследование).
На селе обслуживают школы фельдшера ФАПов (Соболевского, Костяевского, Обжерихинского), Елнатскую среднюю школу – врач общей практики.
Необходимо отметить высокий охват профилактическими осмотрами учащихся Юрьевецкого района в течение ряда лет, который составляет 100% от числа подлежащих. В Ивановской области этот показатель составил 95,7%, в РФ — на уровне 82%. Достаточно высокий показатель остается за счет организации выездов бригады специалистов в село и выходов непосредственно в школы города.
Уровень здоровья ребенка определяется при комплексной оценке, которая проводится врачами-педиатрами, узкими специалистами при профилактических осмотрах. Она включает в себя: уровень физического и психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По результатам комплексной оценки здоровья выставляется группа здоровья (I, II, III, IV, V).
Один из основных показателей — физическое развитие, которое является важнейшим индикатором здоровья, поскольку реагирует на изменение социально-экономических и экологических факторов. Показатели физического развития современных детей характеризуются увеличением доли детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью, а также избытком массы тела. В 2009 году процент учащихся с нормальным физическим развитием увеличился. Одним из ключевых факторов, влияющих на качество физического развития школьников, определяющих нормальный рост и развитие ребенка, является питание.
Сегодня около трети наиболее распространенных заболеваний у детей связаны с несоблюдением принципов рационального питания. И прежде всего, это заболевания желудочно-кишечного тракта, которые в структуре общей заболеваемости занимают второе место.
Более половины детей школьного возраста имеют функциональные расстройства. По результатам ежегодной диспансеризации с 15-тилетнего возраста четко прослеживается преобладание органической патологии при нарушении здоровья над функциональными расстройствами.
За период обучения в школе количество девочек с первой группой здоровья уменьшается в два раза, среди мальчиков — в полтора раза. Количество девочек, имеющих хроническую патологию, увеличивается в 3,4 раза, а мальчиков — в 2,4 раза.
У более половины учеников есть ограничения по состоянию здоровья при выборе профессии. Остается недостаточным показатель годности юношей к службе в армии (66-68%). В структуре причин негодности при призыве первые места занимают психические заболевания, болезни органов пищеварения, нервной и костно-мышечной системы.
Данные ежегодных профилактических осмотров учащихся свидетельствуют об уменьшении процента здоровых детей.
На диспансерном наблюдении состоит 55 процентов школьников. Отмечается рост формирования хронической патологии. Снижение остроты зрения является распространенным нарушением здоровья среди учащихся школ. Так, к моменту окончания школы острота зрения школьников снизилась в 2,2 раза, а число учащихся с нарушением осанки и сколиозами увеличилось в 2,8 раза.
Итоговым результатом проведенного профилактического осмотра является распределение детей по группам здоровья:1-ая группа — 10%, 2-ая группа — 73%, 3-я группа — 15%, 4-ая группа — 2%.
В течение года в амбулаторно-поликлинические учреждения ребенок школьного возраста обращается от 3-х до 4-х раз. Состояние здоровья школьников таково, что лишь четверть из них не имеют заболеваний (25% среди девочек и 24,4% среди мальчиков). Хронические заболевания имеет каждая пятая девочка (20,2%) и каждый пятый-шестой мальчик (18,9%).
Все более широкое распространение получает так называемая «неучтенная», «скрытая» заболеваемость среди школьников – те случаи, когда школьник не обращается в поликлинику, а лечится самостоятельно в условиях семьи или не лечится (назофарингиты, риниты, раны, дерматиты, ячмени, дискинезии, дистонии и др.). Заболевания, протекающие в легкой и стертой форме при неправильном лечении или его отсутствии, способствуют хронизации процесса.
По итогам проведения профилактических осмотров и диспансеризации врачами-педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами ФАП составляются планы реабилитации, включающие в себя лечебную физкультуру, коррегирующую гимнастику, курсы медикаментозной терапии (как амбулаторно, так и на дневном стационаре), режим дня и сбалансированное питание, оздоровительные мероприятия в санаториях и лагерях санаторного типа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: