Невежество ведет к расколу

Момент беседы

В городе среди православных христиан  появился шум по поводу сбора неких подписей, слышатся недовольства встречей Святейшего Патриарха и Папы Римского. Редакция газеты решила прояснить ситуацию и встретиться с благочинным Юрьевецкого района отцом Максимом и руководителем Епархиального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, секретарем Епархиального Совета протоиереем Андреем Ефановым.

– Каков характер встречи Папы Римского и Патриарха Кирилла?

Протоиерей Максим Верещак:

– Об этом очень подробно говорится в декларации, которую написали Патриарх и Папа Римский. Никаких вероучительных вопросов, вопросов, касающихся различий между православными и католиками, затронуто не было. Встреча носила дипломатический и политический характер. Основная тема — гонение на христиан на Ближнем Востоке, в Сирии в частности, так как эти места — места проповеди апостола Павла. Именно в Дамаске в 51 году апостолом Павлом была создана первая Поместная Церковь. В тех местах, где возникали первые православные храмы, сейчас действует ИГИЛ. Невзирая на историческое и культурное наследие все разрушается, мало того, убиваются за веру христиане. В интернете выложены ужасающие кадры, на которых отрезают головы католическому священнику и дьякону. Людям, которые против этой встречи, хочется задать вопрос: кем же являются католический священник и дьякон? Разве они не мученики за веру Христову? Поэтому шум, поднятый в СМИ, в социальных сетях, не имеет под собой оснований.

Время, в которое  приходится возглавлять Русскую Православную Церковь Святейшему Патриарху Кириллу,  намного опаснее, чем, например, времена Смуты XVII века. Тогда патриархи Иов и Ермоген открыто противостояли экспансии Запада. Патриарх Ермоген, благословивший народное ополчение, был схвачен поляками и принял мученическую смерть. Сейчас времена носят другой характер. И для Святейшего Патриарха Кирилла приходится прибегать к методам политического диалога для решения проблем глобального характера. Эта встреча — показатель того, что с нашей Церковью считается католическая церковь. Два лидера крупных религиозных объединений встретились и отдали свой голос в защиту христиан на Ближнем Востоке. Также в декларации затронут вопрос о положении православных христиан на Украине. Папа Римский пообещал, что этот вопрос будет решаться.

– В Юрьевецком районе есть священнослужитель, который отказался поминать  Патриарха во время богослужений. Чем объясняется такой поступок? Как к этому относиться?

Протоиерей Андрей Ефанов:

– Те священнослужители и миряне, которые сейчас пытаются разжечь огонь неповиновения  Патриарху, говорят, что на встрече Патриарха и Папы говорилось о проблемы единства Вселенского Православия и Римской церкви. Но единство изначально заложено  в христианстве, за каждым богослужением мы молимся о том, чтобы вновь восстановилось утраченное единство христиан. Даже если люди ушли из христианской Церкви, они не перестали любить Христа. Мы все помним Притчу о блудном сыне, ведь блудный сын не перестал быть сыном для своего отца, и он остался братом для своего брата, который не предал отца. Также и мы «братья во Христе» с католиками, но они братья заблудшие,  у них есть определенные еретизмы, которые не дают нам объединиться, пока они не покаются. Мы знаем, что Святейший Патриарх любит Церковь, всю жизнь отдал служению ей. В конце концов , это человек, который был избран Патриархом не по особому знаку свыше, а нами, людьми, на Поместном Соборе. И надо нести ответственность за сделанный когда-то выбор. Не молиться за Первосвятителя — значит исключать себя из Церкви. Люди по своей неграмотности ведутся на провокации тех, кто хочет расколоть нашу Церковь, отрывают себя от Церкви.

Протоиерей Максим Верещак:

– В наше время Патриарх несет крест огромной тяжести. Он Патриарх-миротворец. Сейчас мир на грани войны, а люди своим демаршем встают на сторону тех, кто бесконечно провоцирует эту войну. Мне бы хотелось, чтобы духовенство подумало, куда ведет свою паству. Сейчас в нашем районе запретили одному батюшке вести богослужения, домовый храм закрыт, и это в  первые дни Великого поста,  когда читается покаянный канон Андрея Критского, когда люди, несмотря на свою занятость, приходят в храм, чтобы настроить свою душу на покаяние.

Протоиерей Андрей Ефанов:

– Вспоминается случай недавнего прошлого, когда было много шума из-за штрих-кодов, ИНН. Мне кажется , это явления одного порядка. Создать ложную тревогу, чтобы уничтожить христианский иммунитет на ересь, на раскол, на движение, опасное для души. Это вредит Церкви, за всем этим проглядывается эгоизм, тщеславие  тех людей, которые это делают. Один из священнослужителей, иеросхимонах Рафаил (Берестов), живущий на Афоне, скрывает, к какой Поместной Церкви принадлежит: к русской или грузинской, — неизвестно, является он заштатным клириком или нет, но при этом он призывает к расколу, оскорбляет священноначалие, уводя людей от Церкви. Люди любят «борцов за правду», часто эти «борцы» являются большими мошенниками. Очень удобно кричать: «Держи вора!» — тогда собственные грехи становятся незаметными. Чаще всего священнослужители, призывающие к неповиновению, имели и духовные, и административные проблемы до этого. Если бы уходили лучшие: архиереи, духовники епархии,  старцы-подвижники, — тогда можно было бы задуматься. А когда шум поднимают священники, имеющие дисциплинарные взыскания, видимо, им просто не живется спокойно. Ведь на каждом богослужении мы молимся о спокойном житии, о соединении всех церквей, призываем людей к соединению с истинной Церковью. К сожалению, кому-то проще отколоться, создать группу почитателей, за счет которых можно безбедно жить. Получается ложная элитарность: только мы правильно служим Богу, мы лучше, чем остальные христиане, только мы знаем истину. На самом деле , часто  у этих людей нет ни духовного  образования, ни самообразования. Они прочитали 10 книжечек, и на них строят свое духовное мировоззрение.

Протоиерей Максим Верещак:

– Есть такой факт, что в интернете идет сбор пожертвований батюшкам, запрещенным в священнослужении без права ношения священнических одежд, совершения треб и Божественной литургии.  Священник, который перестал поминать Патриарха, понимает, что все таинства, совершаемые им , уже без благодати Божьей, так как священник не сам себе архиерей. Священнику от архиерея делегируется возможность совершать таинства и требы. Батюшка, переставший поминать Патриарха, лишил сам себя священного сана, отделил себя и свою  немногочисленную паству от Церкви. Сбор денежных средств — это неправильно. Если ты считаешь Патриарха еретиком, не хочешь служить под его омофором, тогда иди работай, будь честен, не пользуйся добротой людской. Иначе, сможет ли священник жить по совести? Священник, запрещенный в Юрьевецком районе,  благочестивый, ревностный, служил в достаточно большом селе,  но при этом его приход всего 8 человек, за год покрестил только двоих.  Такое ощущение, что ему не хотелось заниматься миссионерством, было удобно жить в своем уютном мирке апокалиптических и апостасийных страхов. Я знаю духовников, у которых 6 деток, епархиальное послушание, благочиние, духовничество в женском монастыре — головы некогда поднять. А вот безделие и невежество ведет к раскольнической деятельности.

Самое страшное, что люди, совсем недавно придя в Церковь, бегают с подписями по поводу Всеправославного собора, пытаются ему как-то воспрепятствовать. Какое-то комсомольское настроение, лишь бы против всего: ИНН, штрих-коды, паспорта, СНИЛС, все, что угодно. Нельзя в Церковь приносить свое комсомольское прошлое, в Церкви люди пытаются найти исцеление души, спасение у Христа, а не ищут справедливости, так как Бог не справедлив, а человеколюбив. Этому человеколюбию и нужно учиться православным верующим. Мы потеряли стыд и чувство уважения к Патриарху как к человеку. Людям прежде чем стать христианами,  нужно стать людьми, любящими  друг друга.

Один уважаемый батюшка Юрьевецкого района сказал простые слова: «Россию не надо спасать, ее надо любить,  Церковь не нужно спасать, Церковь спасает нас».

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»