Первый президент Академии архитектуры

К 130-летию  со  дня  рождения  В.А. Веснина

Первый  президент  Академии архитектуры
Виктор Веснин

9 апреля (28 марта по старому стилю) исполняется 130 лет со дня рождения нашего земляка, известного архитектора, первого президента Академии архитектуры СССР, художника и педагога Виктора Александровича Веснина. О нем рассказывает научный сотрудник музея архитекторов братьев Весниных Ксения Игоревна Большакова.

— Юрьевец — родина братьев Весниных, «трех богатырей» советской архитектуры. Здесь, в нашем маленьком живописном городке, прошло их детство. Двухэтажный белокаменный особняк Александра Александровича и Елизаветы Алексеевны располагался на самом берегу Волги, на улице Покровской. Здесь высшими семейными качествами почитались доброта, честь, трудолюбие, уважение старших и верность долгу. С раннего возраста родители поощряли интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям самого В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой: «Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге.<…> Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре».

В 1891 году Виктор и Александр поступают в Московскую Практическую Академию коммерческих наук — среднее учебное заведение, где уже учился их старший брат Леонид. Практическая Академия славилась в то время хорошим составом преподавателей, среди которых особой любовью пользовался преподаватель черчения и рисунка Михаил Васильевич Маймистов. Он организовал специальный кружок любителей живописи и сыграл большую роль в развитии творческих способностей братьев.

После окончания коммерческого среднего учебного заведения в Москве братья твердо решили получить специальное архитектурное образование. В 1901 году Виктор и Александр вслед за Леонидом поступили в Петербургский институт гражданских инженеров. В столице братья жили вместе, одновременно с учёбой продолжая заниматься рисунком и живописью в студии художника Я.Ф. Ционглинского. Также они посещали просмотры и выставки студенческих работ класса профессора Л.А. Бенуа.

В годы первой русской революции Веснины принимали участие в забастовках и демонстрациях, работали в политическом Красном Кресте, студенческом старостате. В 1905 году после закрытия Института гражданских инженеров и Академии художеств, как очагов студенческого революционного движения, братья были вынуждены сделать перерыв в учебе и переехать в Москву.

Первые годы нового века принесли много несчастий семье Весниных: ранняя смерть матери, разорение и тяжелая болезнь отца, переехавшего к тому времени из Юрьевца в Москву, стесненные материальные обстоятельства.

В Москве братья посвящают свой вынужденный досуг углубленному изучению архитектуры и практической строительной работе, также начинают работать помощниками в архитектурных мастерских известных зодчих — И.А. Иванова-Шица, Р.И. Клейна, П. П. Висьневского и других. В Москве Виктор также продолжил заниматься рисунком, вначале у художника К.Ф. Юона, а затем в организованной на своей квартире студии вместе с братьями и В.Е. Татлиным.

С самого начала творческого пути братья Веснины начали работать над проектами совместно. Как отмечает один из исследователей творчества А.А. Веснина С. О. Хан-Магомедов, определить долю участия каждого из братьев в их совместных проектах чрезвычайно сложно. Однако, «что касается Виктора Александровича, то его участие в совместных проектах было более универсальным… Его твёрдый взгляд и рациональность мышления, глубокое понимание конструктивно-технических проблем, тонкий вкус — всё это играло большую роль <…>».

Первая архитектурная работа братьев Весниных относится к 1906 году. Заданная по программе конкурса станция для трамвая решается ими в виде русского классического павильона, украшенного вазами. Проект имел большой успех. С этого времени братья участвуют в крупнейших архитектурных конкурсах Москвы, их проекты часто занимают первые места и премируются. Некоторые из них реализованы.

Практическая работа настолько увлекла Виктора и Александра, что лишь по настоянию Леонида они оканчивают Институт гражданских инженеров в 1912 году уже вполне сложившимися архитекторами с практическим опытом и стажем.

Веснины получили образование и приступили к самостоятельной работе, когда русская архитектура пережила глубокий кризис, полностью утратив единство формы и содержания.

Среди ранних работ братьев обращает на себя внимание дача Носенкова в Подмосковье. В ней встречается ряд архитектурных приемов, ставших характерными для многих работ Весниных последующего времени. Именно при строительстве этой дачи в 1909 году произошло знакомство и последующая дружба братьев Весниных с тремя сестрами Багриновскими. Три брата, три сестры. Казалось, сама судьба готовила им эту встречу. Все сестры умны, талантливы, красивы. Но Леонид, Виктор, Александр умудрились втроем влюбиться в одну — голубоглазую насмешницу Наталью. Леонид, не ведая о чувствах братьев, сделал ей предложение и получил отказ. Свое сердце Наталья отдала Виктору, но только спустя 5 лет. Целых пять лет их связывали сложные, запутанные взаимоотношения, прежде чем они оба для себя решили, что нужны друг другу.

В 1913-1916 годах Весниными была осуществлена первая крупная самостоятельная работа — дом-особняк Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде, возведённого в духе русского классицизма.

В дореволюционный период Веснины работали в основном в Москве. Среди московских работ братьев Весниных дореволюционного периода исследователи их творчества выделяют доходный дом Н.Е. Кузнецова на Мясницкой улице (1910), фасад Главного почтамта на той же улице (1911), здание банка и торгового дома Юнкера на Кузнецком Мосту (1913, совместно с В.И. Ерамишанцевым), дом-особняк Арацкого на проспекте Мира (1913), скаковые конюшни и жокей-клуб при Московском ипподроме (1914) и ряд других проектов и построек.

Первая мировая война внесла большие изменения в жизнь и творчество дружного коллектива. Леонид и Александр были призваны в армию. Виктор начинает работать в области промышленной архитектуры. В годы войны Виктору пришлось проектировать и строить химические заводы в подмосковном Жилеве и в Кинешме, Кольчугинский кабельный и Пензенский трубный заводы. По мнению исследователя биографии и наследия В.А. Веснина, кандидата архитектуры И.С. Черединой, лучшим произведением дореволюционного этапа творческой деятельности зодчего является архитектурный комплекс сооружений Большой Кинешемской мануфактуры «Томна» (1917 г). Применённое архитектором при постройке производственных корпусов сплошное остекление фасадов способствовало не только лучшему освещению помещений, но и свидетельствовало о поиске новых средств художественной выразительности.

В первые годы после революции братья работали в основном самостоятельно.

В. А. Веснин продолжил проектирование промышленных сооружений. По его проектам в 1918-1921 годах был построен промышленный комплекс Чернореченского суперфосфатного завода и посёлок для рабочих в городе Растяпине, сооружены химический завод в Саратове, Петуховский содовый завод в селе Ключи и канифольно-скипидарный завод в Вахтане. В 1925 году по самостоятельному проекту Веснина был построен комплекс сооружений Центрального института минерального сырья (ЦИМС) в Москве в Старомонетном переулке.

Начиная с 1922 года, когда реальное строительство было ограничено только самым необходимым, большое значение для развития творческой мысли архитектора приобрели различные архитектурные конкурсы.

Объединение творческих сил братьев впервые после революции произошло при разработке ими в 1922 году конкурсного проекта Дворца труда. Этот проект был началом нового этапа в творчестве братьев Весниных, конкретным выражением принципов новой архитектуры, отвечающей новым жизненным потребностям советских людей. Он был выполнен в новом архитектурном стиле — конструктивизм. Несмотря на то, что проект Дворца труда получил лишь III премию и остался только на бумаге, его никак нельзя отнести к «бумажным проектам», так как его влияние на дальнейшее развитие советской (да и не только советской) архитектуры было, несомненно, более значительным, чем многих других выстроенных сооружений.

1924 год был годом напряженного и очень продуктивного творчества Весниных. Они создают 3 коллективных проекта, продолживших то, что было найдено в их проекте Дворца труда. Теперь все 3 проекта получили первые премии: Дом акционерного общества «Аркос», московское отделение газеты «Ленинградская правда» и ангар для самолетов Добровольного общества воздушного флота. К сожалению, эти проекты так и не были осуществлены.

В это же время братья Веснины начали свою педагогическую деятельность. Виктор с 1923 года был преподавателем МВТУ, затем профессором, а с 1929 года — заведующим кафедрой промышленных сооружений на инженерно-строительном факультете этого старейшего вуза России. Школу Весниных в МВТУ прошли такие известные зодчие, как Г. Орлов, С. Маслих, И. Николаев, В. Мовчан и другие.

Расцветом творческой деятельности братьев Весниных по праву считается десятилетие 1923-1933 годов. Созданы за это время произведения — Московский институт минерального сырья и банк в Иванове, универмаг на Красной Пресне, планировка Большого Запорожья и нового Баку, Дом политкаторжан (ныне Дом кино), Дворец культуры ЗИЛа и, конечно же, архитектура Днепрогэса.

Крупнейшей работой В. Веснина был архитектурный проект Днепрогэса и участие в этом огромном строительстве в качестве главного архитектора. В этом проекте было достигнуто поразительное равновесие утилитарной и эстетической сторон. «Весь огромный комплекс различных сооружений Днепрогэса создан как единый архитектурный ансамбль и прочно вошел в золотой фонд советского зодчества». За строительство Днепрогэса В.А. Веснин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

«На протяжении всей жизни братьев Весниных был крепок и неразделим их тройственный союз. В любом проекте, кем бы из них он не был подписан, участвовали в той или иной степени все трое. Так, хотя Леонид и Александр формально и не были членами группы, проектировавшей Днепрогэс, они были тесно связаны с этой важной работой своего брата, помогали не только советами, но и выполнили часть эскизов».

У Виктора Александровича Веснина был блестящий ум художника, инженера, общественного деятеля. Он обладал большими организаторскими способностями, неутомимой работоспособностью, даром теоретика, литератора, педагога. В 1932 году В.А.Веснин был избран председателем творческого Союза советских архитекторов, с 1938 по 1949 — первый и бессменный президент Академии архитектуры СССР. Дважды Виктор Александрович избирался депутатом Верховного Совета СССР. Первым из русских и советских архитекторов он был удостоен золотой медали Королевского общества архитектуры Великобритании.

Виктор Александрович скончался 17 сентября 1950 года на руках своей жены Натальи Михайловны в подмосковном санатории Академии наук «Узкое».

(Использованы книги Л.Л.Поляковой «Зодчие братья Веснины» и «Юрьевец»)

Подготовила Т.Михайлова

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»