Почему учителя «сгорают» на работе?

Майскими указами президента от 2012 года было предписано довести зарплаты учителей до уровня средней зарплаты по региону. В нашей области этот процесс практически завершен. Но многие педагоги уверены, что имеет место формальный подход: зарплаты действительно выросли, но для того, чтобы получать свои 18-20 тысяч рублей, человеку приходится отдавать работе гораздо больше времени и сил, чем предусмотрено нормативами.

В школе приходится чуть ли не ночевать

«В прошлом году я получала около 18 тысяч рублей, так как помимо основной ставки вела еще и ставку социального педагога. Я буквально пропадала на работе, – говорит учитель начальных классов ивановской школы № 55 Елена Гаврилова. – Но в этом году мне пришлось отказаться от второй ставки: серьезно заболел муж, его нельзя надолго оставлять одного. И зарплата у меня существенно упала. Получаю около 13 тысяч вместе со всеми надбавками и стимулирующими выплатами».

И это не единичный пример. Учителя практически поголовно жалуются на большие нагрузки, приводящие к хронической усталости, депрессии и даже синдрому эмоционального выгорания – самому страшному, по мнению психологов, состоянию, при котором человек теряет профессиональные навыки. Педагоги старшего возраста с ностальгией вспоминают прежние времена, когда зарплата определялась тарифной сеткой.

«Доходы были невелики, но и возможностей для самореализации было намного больше. Мы много времени посвящали детям, ходили в походы, устраивали праздники. Сегодня работа учителя превратилась в гонку», – уверена педагог с 40-летним стажем, а теперь пенсионерка Валентина Цветкова.

Давайте разберемся

Сегодня в образовательной системе России действует так называемая НСОТ – новая система оплаты труда. Все учебные заведения страны окончательно перешли на нее в 2013 году. Ивановская область стала одной из первых, отказавшихся от тарифной системы.

По словам замначальника департамента образования Натальи Соколовой, смысл идеи перехода на НСОТ был очень хорош: отказаться от уравниловки при начислении зарплаты. «В педагогику приходят разные люди. Один учитель по минимуму выполняет свои обязанности, но получает при этом большую зарплату за выслугу лет. А молодой педагог горит желанием работать, но зарплата у него так мала, что энтузиазм пропадает. Именно такая система действовала при тарифной сетке. Сегодня хорошие деньги получает только тот педагог, который реально работает, и разброс может быть очень большим», – говорит Наталья Геннадьевна.

Зарплата учителя состоит из трех частей: базовый оклад, специальная часть и стимулирующие выплаты. Ставка учителя – 18 часов в неделю, а величина оклада зависит от количества учеников в классе и статуса школы. В специальную часть входят коэффициент за стаж, квалификацию и т. д. Сумма стимулирующих выплат варьируется в зависимости от достижений учителя: победы его учеников в олимпиадах и конкурсах, активной общественной работы и т. п. То есть месяц от месяца эти суммы могут меняться. Поэтому педагоги, которые стремятся больше заработать, берут больше часов, а это порой значительно расширяет круг их обязанностей. Тяжелее всего приходится учителям иностранного языка, труда, информатики: на эти предметы классы разбивают на подгруппы и оклады за 18 часов получаются очень маленькие.

Прибавилось и бумажной работы

«Во-первых, всем учителям приходится вести два журнала – бумажный и электронный. Во-вторых, мы сейчас сами пишем программы. В-третьих, классным руководителям приходится заполнять портфолио на каждого ученика, писать отчеты о внеурочной деятельности школьников и многое другое», – говорит преподаватель немецкого языка Светлана Фадеева (фамилия по просьбе педагога изменена).

Ситуация с бюрократизацией учителей настолько серьезна, что ею заинтересовался президент Владимир Путин. По его поручению проводится мониторинг в системе образования по всей стране, в том числе и в нашем регионе. Активисты ОНФ насчитали более 10 инстанций, которые постоянно запрашивают информацию у руководства школ по тому или иному поводу. И сбор ее опять ложится на плечи педагогов.

В суде требуют доплату за испорченные голосовые связки

Учителя редко протестуют против сложившегося порядка. И всё-таки примеры противостояния есть. В школе № 41 облцентра практически весь коллектив учителей потребовал доплат за сверхперегрузки («Учителям не доплачивают за переработки«). Их дело рассматривается в суде. По словам руководителя инициативной группы, учителя рисования Феликса Павловского, педагог должен получать зарплату, сопоставимую со средней по региону, исходя именно из базовой нагрузки в 18 часов. Все часы, которые он отрабатывает сверх положенных по закону, должны считаться сверхурочными и оплачиваться в повышенном размере. Также педагоги должны получать доплаты за вредность – в частности, 4% к окладу за нагрузку на голосовые связки. Помимо этого педагоги требуют дополнительные дни к отпуску (в зависимости от стажа).

Ивановское управление образования приводит свои доводы. Оно ссылается, в частности, на методику расчета зарплаты, которая является приложением к федеральной программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда.

Языком цифр
Средняя зарплата по региону, руб.Зарплата в сфере общего образования, руб.Средняя зарплата учителей, руб.
2014  205521790420338
2015 (без учета декабря)206991854820677

Дарья БОБРОВИЦКАЯ

http://ivgazeta.ru/read/20509

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»