Поездка в «Долину»

На раскопеВ этом году в «Вахте Памяти — 2016» впервые принимал участие ученик 8а класса средней школы №1, член поискового отряда «Родник» Юрьевецкого муниципального района Егор Тимошенко. Сегодня мы публикуем его рассказ об экспедиции.

Подготовка
Весной этого года я со своим руководителем Александром Михайловичем Липиным и наставником Михаилом Юрьевичем Тороповым принимал участие в поисковой экспедиции. Мы выезжали в Новгородскую область в д.Мостки на раскопки в поисковую экспедицию «Долина» памяти Н.И.Орлова. Так называют то место, где в годы Великой Отечественной войны проходили ожесточённые бои и осталось много незахороненных солдат, останки которых нам и предстояло отыскать.
Я тщательно подготовился. Мы приобрели всё необходимое снаряжение, а Александр Михайлович выдал мне огромные резиновые сапоги-болотники, спальный мешок и походный рюкзак. И вот настал день отъезда, когда мы с огромным количеством вещей и продуктов отправились в путешествие.
В Малой Вишере
Путь предстоял долгий: сначала добрались до Кинешмы, потом сели на поезд и ночь ехали до станции Малая Вишера. Там нас ждал дядя Радик. Так зовут поисковика, бывшего милиционера. Он помог донести наши вещи до того места, где нас должны были забрать и отправить в «Долину». На вокзале к нам присоединилось ещё двое поисковиков: дядя Гена и тётя Света Арбузовы. Это муж и жена. Они уже много лет занимаются поиском.
Погода не радовала: сначала шёл дождь, потом снег, было холодно. Все свои вещи мы сложили под навес. Я переоделся: надел шапку, зимнюю куртку и болотные сапоги с тёплыми носками. Все взрослые мужчины отправились на базар за едой и бензином для пилы.
Меня и тётю Свету оставили сторожить вещи. Пока ждали, она рассказала о той жизни, которая нас ждёт. Я узнал о болотной воде, которой нужно будет умываться и употреблять в пищу, о погоде. О том, как будем ставить лагерь и делать «накаты» (основу под палатку, чтобы не затопило в случае обильных дождей).
Мне всё было интересно и хотелось быстрее добраться до места. За нами приехал «Камаз», куда мы загрузили все наши вещи. Меня и тётю Свету посадили в кабину водителя, а все остальные сели в кузов. Так мы отправились до штаба, в «Долину».
В «Долине»
Предстояло идти пешком через поле 500 метров и переносить все вещи до места. Но нам очень повезло, так как приехал ГТТ (гусеничный танковый тягач). Через поле я ехал в кабине и был в восторге от этой техники. Это была поездка почти на настоящем танке! Всё гремело, в ушах стоял гул. Такое бывает не каждый день!
Нас привезли в лес, и мы пошли искать поляну для лагеря. К счастью, сразу нашли место, где уже были накаты из больших брёвен (их не растащили на дрова).
Сначала мы установили палатки, нашли и проверили место для костровища щупом. Это необходимо было для нашей безопасности. Там могли оказаться взрывоопасные предметы — вопы. Мне всё было интересно, старался всё запомнить. Так закончился мой первый день экспедиции.
Дежурство в лагере
На следующий день утром я проснулся в 8.00 утра. Александр Михайлович приготовил на костре кукурузную кашу. Ел я её со сгущённым молоком. Честно скажу, вкуснее каши не пробовал никогда!
Потом все отправились на раскоп на «Поле Чудес» — поле за деревней Мостки, где в 1941 году проходили ожесточенные бои. А я и Александр Михайлович остались дежурить в лагере. Я чистил картошку, ходил за водой, колол дрова.
Если честно, такого не ожидал. Мне очень хотелось идти вместе со всеми на раскоп. И погода совсем не радовала: почти всё время шёл дождь и было холодно.
На раскопе
На раскоп попал только на третий день. Наконец, меня взяли! Я был «прикреплён» к дяде Радику. Александр Михайлович объяснил, как работать со щупом.
Моя работа заключалась в переборке грунта. Сначала вырезал кусок земли, а потом его очень тщательно перебирал.
В этот день я ничего ценного не нашёл, но получил уйму впечатлений. Понял, что работа поисковика очень сложная и тяжёлая. Важно было всё делать правильно, ничего не пропустить. От работы со щупом с непривычки к вечеру болели руки.
Только на пятый день я обнаружил свой первый трофей — осколок и головку от мины. Также при переборке грунта нашёл гильзы, пулю, осколки и один фрагмент человеческой кости. Так выбирают останки погибших солдат. Если повезёт, то находят и личные вещи. Как правило, всё в очень плохом состоянии — время и суровый климат «делают своё дело».

Концерт Игоря Растеряева

День рождения
Жизнь в экспедиции состояла не только из работы на «Поле Чудес». 28 апреля к нам в «Долину» приехал молодой певец, поэт и композитор Игорь Растеряев.
А ещё свой четырнадцатый день рождения я тоже справил в экспедиции. Этот день мне запомнится на всю жизнь!
Утром, проснувшись, я испугался, что проспал завтрак. Когда выбежал из палатки, меня встретил «салют» из сигнальных ракет! Все закричали: «С днём рождения!» Такого я не ожидал. Конечно, мне было очень приятно, что про меня не забыли.
Завтрак в этот день был очень вкусный: жареная картошка с мясом и гренки. Мне даже подарили подарки: блокнот с ручкой, шоколад и конфеты, банку кока-колы, значки поискового движения России. Всему этому я был очень рад и тронут.
Потом мы пошли копать, но мне не повезло — попадалось только железо (осколки, патроны и гильзы). На обед были вкуснейшие пельмени, которых я съел больше всех. Весь день звонили друзья и родители, поздравляли с днём рождения. И, как ни странно, я совсем не жалел, что этот день справил не дома, как обычно, с родными и друзьями, а в лесу с поисковиками. Мне всё очень понравилось.
На следующий день, 4 мая, вместе с Александром Михайловичем и Михаилом Юрьевичем я отправился в Великий Новгород. Мы гуляли по городу, побывали в Софийском соборе, видели танк Т-70. Это маленький, но очень мощный танк.
В последние два дня мне очень хотелось в Юрьевец. Я соскучился по дому, родным и друзьям. Эти дни были самыми тяжёлыми в моральном отношении.
Перезахоронение
7 мая мы снимались с места, убирали и складывали все вещи. Это день был очень важен. Были захоронения солдат, которых «подняли» поисковики. Наша группа «подняла» 11 солдат. Всего было найдено 159 человек. Процедура захоронения проходила в торжественной обстановке. Присутствовал губернатор Новгородской области Сергей Митин, священник, военное руководство и родственники некоторых поднятых солдат, данные которых удалось установить. Захоронение проходило на кладбище солдат в Мясном Бору.
Потом мы переночевали в гостинице в Малой Вишере, а на следующий день утром отправились на поезде домой.
В Юрьевец приехали 9 мая. Был тёплый и солнечный день. А я был очень рад и счастлив, потому что вернулся домой!