АНО «Диалог» выяснила, как жители страны относятся к популярным непродовольственным товарам российского производства. Исследование проводилось для Минпромторга.
С июня по ноябрь 2023 года аналитики оценивали, как пользователи соцсетей воспринимают четыре категории востребованных российских товаров: одежду, мебель, косметику и бытовую технику. Специалисты рассмотрели более 26 тыс. комментариев в соцсети «ВКонтакте», Telegram и «Дзен».
Выяснилось, что российская аудитория с оптимизмом относится к трем из четырех категорий отечественных товаров — косметике (73 %), одежде (55 %) и мебели (53 %). Позитивных комментариев, связанных с бытовой техникой, — 41 %. При этом пользователи часто заблуждаются в происхождении брендов. Некоторые ошибочно полагают, что российская бытовая техника отсутствует на рынке, поскольку значительная доля компаний имеет названия из латинских букв. Отдельные авторы признались, что не воспринимали бренды как отечественные лишь из-за иностранного наименования.
Исследователи подчеркнули, что стереотип об отсутствии собственного производства в России связан с технологическими сложностями. При этом преобладание позитивных отзывов об использовании российских товаров позволяет считать, что в условиях санкционного давления соотечественники стали обращать больше внимания на отечественных производителей.
По словам директора департамента аналитики и управления данными АНО «Диалог» Юлии Тян, основные аргументы в пользу отечественных товаров, которые приводят пользователи, — это качество продукции, приемлемая цена, а также желание поддержать отечественную промышленность.
Тян отметила, что в ходе исследования выявили ряд тематических комментарийных линий, которые помогают составить цельное отношение людей к отечественной продукции. Например, в линии «Покупаю отечественную продукцию — претензий не имею» чаще всего люди акцентируют внимание на том, что товары российского производства стали привычными для их быта, и они не планируют менять свои предпочтения. В комментарийной линии «Принципиальная патриотическая поддержка российского производства» пользователи делают выбор в пользу отечественной продукции исходя из стремлений поддержать развитие отрасли в России. А наличие тематической линии «Устраивает соотношение цена/качество» демонстрирует, что в оценке товаров российского производства комментаторы ориентируются на материальную составляющую, сопоставляя стоимость продукции с ее функционалом и работоспособностью.
Из данных онлайн-социологии «Вебера» за июнь-ноябрь 2023 года следует, что мнение относительно качества российских товаров разделилось примерно в равных пропорциях: так, 34 % считают отечественную продукцию качественной, 37 % придерживаются обратного мнения, а еще 29 % затрудняются в оценке качества российских товаров. Эти данные, подчеркивает начальник управления социологии АНО «Диалог» и руководитель социологического агентства «Вебер» Елена Удалова, оставляют потенциал для роста позитивных оценок и вовлечения новых потребителей: «Мы фиксируем, что сегодня большинство россиян (63 %) считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российской экономики, а почти половина (48 %) позитивно относятся к российским предпринимателям. К категориям брендов, где у нас есть наибольший потенциал для роста, опрошенные чаще относят технику и электронику (21 %), при этом лишь 16 % выступают за возвращение иностранных брендов, что лишний раз подчеркивает: большинство граждан в первую очередь желают развития и появления новых российских товаров, нежели возвращения зарубежных».
Самой же обсуждаемой категорией товаров российского производства стала одежда: по данной теме зафиксировано более 926 тыс. сообщений и более 303 тыс. комментариев. Аналитики связывают это с большей востребованностью одежды среди населения, активной работой брендов одежды в соцсетях и в целом широкой представленностью компаний на рынке по сравнению с другими сегментами. В то же время наибольшая доля позитивных высказываний — о косметике: так, в 73 % комментариев пользователи позитивно отзываются об отечественных брендах косметической продукции. Чаше всего авторы пишут, что долгое время покупают российскую косметику и не планируют менять свой выбор.
Еще исследователи обратили внимание, что в своих высказываниях пользователи выражают недовольство названиями с использованием латинских букв. Эксперты предлагают довести до сведения отечественных производителей запрос аудитории на русскоязычные названия торговых марок.
Цикл соцопросов об отечественных брендах проводился с июня по ноябрь 2023 года в сети среди 10 тыс. россиян старше 18 лет.