Россия и меняющийся мир

Основные тезисы статьи В.В. Путина, посвящённые  внешней политике России.

Россия является частью большого мира. Мы не можем и не хотим изолироваться.

Но мы будем последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь.

 

Кто  подрывает  доверие

Расширение НАТО, планы альянса по созданию системы ПРО в Европе не вписываются в логику современного развития, опираются на стереотипы блокового мышления.

Такие игры ведутся непосредственно у российских границ,  расшатывают нашу безопасность, работают против стабильности в мире.

Череда вооруженных конфликтов, оправдываемых гуманитарными целями, подрывает освященный веками принцип государственного суверенитета. В международных отношениях образуется еще один вакуум — морально-правовой.

Никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств. Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, что, замечу, утопично и нереализуемо как в технологическом, так и в геополитическом плане.

«Арабская весна»: уроки  и  выводы

Год назад мир столкнулся с новым феноменом — почти синхронными демонстрациями во многих арабских странах против авторитарных режимов. «Арабская весна» вначале воспринималась с надеждой на позитивные перемены. Симпатии россиян были на стороне тех, кто добивался демократических реформ.

Однако скоро стало ясно, что вместо утверждения демократии, вместо защиты прав меньшинства — переворот, когда доминирование одной силы сменяется еще более агрессивным доминированием другой.

Негативный окрас развитию ситуации придало вмешательство извне в поддержку одной из сторон внутренних конфликтов — и сам силовой характер такого вмешательства.   Дошло до того, что ряд государств под прикрытием гуманитарных лозунгов с помощью авиации разделались с ливийским режимом. И как апофеоз — отвратительная сцена даже не средневековой, а какой-то первобытной расправы с М. Каддафи.

Нельзя допустить, чтобы «ливийский сценарий» кто-то попытался реализовать в Сирии.

События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов зачастую приводит к абсолютно противоположному результату: со дна поднимаются религиозные экстремисты, которые пытаются изменить светский характер управления.

Мы в России всегда имели хорошие контакты с умеренными представителями ислама, чье мировоззрение близко традициям российских мусульман. И готовы развивать эти контакты в нынешних условиях.

Что касается арабо-израильского конфликта, то «волшебный рецепт», с помощью которого можно было бы наконец разрулить ситуацию, до сих пор не изобретен. Руки опускать ни в коем случае нельзя.

В ходу все чаще и такое понятие, как «мягкая сила» — комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия. К сожалению, нередко эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств. Следует четко различать — где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты «мягкой силы».

Новые  вызовы  и  угрозы

Россию тревожит нарастающая угроза военного удара по Ирану. Если это произойдет, то последствия будут поистине катастрофическими. Убежден, решать проблему нужно только мирным путем. Мы предлагаем признать право Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право обогащать уран. Но сделать это в обмен на постановку всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ.

Ядерный статус КНДР для нас неприемлем.

Участившиеся случаи грубого и даже силового вмешательства извне во внутренние дела стран могут стимулировать те или иные авторитарные режимы (да и не только их) к обладанию ядерным оружием. Необходимо сделать все возможное, чтобы соблазн заполучить ядерное оружие ни перед кем не маячил.

Тревожит будущее Афганистана. Военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач. Производство афганских наркотиков увеличилось почти на 40%. Вижу роль России в том, чтобы при активном участии стран-соседей помочь афганскому народу создать устойчивую экономику, повысить способность национальных вооруженных сил противостоять угрозам терроризма и наркопреступности.

Далек от того, чтобы отрицать достигнутые результаты в борьбе с международным террором. Они есть. Однако до сих пор сохраняются «двойные стандарты», террористов в разных странах воспринимают по-разному: как «плохих» и «не очень плохих». Последних кое-кто не прочь использовать в политической игре. Нужен межконфессиональный и межцивилизационный диалог.

Повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона

Рост китайской экономики — отнюдь не угроза, а вызов, несущий в себе колоссальный потенциал делового сотрудничества. Китайский голос звучит в мире все увереннее, и мы приветствуем это.

Очень быстро растет и другой азиатский гигант — Индия. С ней Россию связывают традиционно дружественные отношения.

Открываются новые горизонты для плодотворной работы в рамках российского председательства в АТЭС. В сентябре этого года мы принимаем саммит этой организации во Владивостоке.

Придаем и будем придавать приоритетное значение взаимодействию с партнерами по БРИКС. Эта уникальная структура объединяет 5  стран с населением почти в 3 миллиарда человек и с 25% мирового ВВП. Мы еще только привыкаем работать в таком составе, притираемся друг к другу.

Наша дипломатия стала уделять больше внимания развитию сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки.

Европейский  фактор

Россия предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства — «Союза Европы».

Поразивший еврозону кризис не может не затрагивать интересов России, мы не исключаем возможности оказания в ряде случаев финансовой помощи напрямую.

Перед европейскими руководителями стоит задача проведения масштабных преобразований. Мы заинтересованы в сильном Европейском союзе, каким его видят, например, Германия и Франция.

Нужно задуматься и о более глубокой кооперации в сфере энергетики — вплоть до создания единого энергокомплекса Европы. Однако пролоббированный Еврокомиссией «Третий энергопакет», направленный на выдавливание российских интегрированных компаний, не укрепляет наших отношений, обостряет системные риски для самой европейской энергетики.

Отмена виз стала бы мощным импульсом для реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом.

Российско-американские дела

Неустойчивость партнерства с Америкой — отчасти следствие живучести известных стереотипов и фобий. Не способствуют упрочению взаимопонимания и регулярные попытки США заниматься «политической инженерией», в том числе в регионах, традиционно важных для нас, да и по ходу избирательных кампаний в России.

Не хотелось бы ставить крест на возможности поисков компромиссных вариантов решения проблемы ПРО.

Экономическая дипломатия

В декабре прошлого года наконец был завершен многолетний марафон присоединения России к ВТО. Удалось обеспечить интересы российских промышленных и сельскохозяйственных производителей с учетом предстоящего возрастания конкуренции извне. Нам как воздух необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки.

Россия — самое крупное государство с богатейшей ресурсной базой, которой нет равных в мире. Имею в виду не только нефть и газ, но также леса, сельскохозяйственные земли, запасы чистой пресной воды.

Поддержка соотечественников и  гуманитарное измерение

МИД обязан в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам.

Мы будем самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств.

Взять состоявшийся несколько дней назад в Латвии референдум по статусу русского языка: к участию в нем не допустили более 300 тысяч «неграждан». А международные организации, ответственные за соблюдение общепринятых демократических стандартов, как будто в рот воды набрали.

То, как проблематика прав человека используется в международном контексте, вряд ли может нас устроить. Во-первых, США и другие западные страны стремятся узурпировать правозащитное досье, политизировать его и применять как инструмент давления. Критику же в свой адрес они не терпят, воспринимают сверхболезненно. Во-вторых, объекты для правозащитного мониторинга подбираются выборочно, отнюдь не по универсальным критериям, а по усмотрению «приватизировавших» это досье стран.

Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы.

Нужно серьезно обсудить, как с наибольшей отдачей для объективного восприятия России использовать проведение у нас крупных международных мероприятий — встречи на высшем уровне АТЭС в 2012 году, саммитов «двадцатки» и «восьмерки» в 2013 и 2014 годах, Универсиады в Казани в 2013 году, зимних Олимпийских игр в 2014 году, чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016 и 2018 годах.

Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей.

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»