С.К. Жихарева: “Дела давно минувших дней…”

«Хранители  красоты»

Так называется работа по истории Детской школы искусств, подготовленная С.К.Жихаревой. Как уже сообщалось, именно она стала победителем  в номинации  “Лучший краеведческий материал”  районного конкурса по истории учреждений культуры Юрьевецкого муниципального района.

В зале ДШИ состоялась презентация  этой работы. Провела ее Светлана Константиновна. На протяжении нескольких часов страницы ее работы  “оживали” в документах и музыке, воспоминаниях очевидцев и преподавателей.  “Когда появилась идея написать историю школы, – сказала она,- мне показалось это очень просто, материал для написания есть. Поначалу я отнеслась к этому легкомысленно. Когда начала работать, изучать культурную жизнь района еще до создания школы, я поняла, насколько это интересно и какой это огромный пласт нашей жизни. Захотелось написать об этом подробно”.

Работа получилась объемной и очень интересной. Она состоит из шести глав: предисловие, “Дела давно минувших дней”, рождение Детской школы искусств, бесценное богатство ДШИ, творческая жизнь школы, заключение.

Мы познакомим наших читателей с основными главами этой работы.

“Я не знаю страны, где бы было больше талантливых людей, чем в России”

А. А. Тарковский

Еще до революции 1917 года Юрьевецкий уезд отличался от других уездов тем, что город Юрьевец – центр уезда – славился по всей Волге не только красотой внешней /чем привлекал к себе внимание знаменитых в России художников: Саврасова, Максимова, Левитана, Нестерова/, но и особым музыкальным перезвоном колоколов. Церковь всегда много внимания уделяла музыкальной подготовленности тех, кто звонил в колокола или пел на клиросе. Церковному пению обучали специально подготовленные регенты. Звонари тоже были музыкантами-профессионалами. Возможно, что в Юрьевце их готовили в духовном училище, которое существовало при Сретенской церкви.

В селах и деревнях музыку, художественные промыслы любили и ценили издавна. В них всегда жили исполнители-самоучки на таких инструментах как: балалайка, гармошка и даже мандолина. Неразлучны были люди с песней и пляской. Юрьевчане-старожилы вспоминают: “В деревнях музыка звенела”. Обучение художественному мастерству происходило в семье, где сохранялись из поколения в поколение необходимые знания, или в той среде, где могли наиболее ярко выразиться народные таланты: посиделки, игры,  свадьбы, проводы на войну, рождение или похороны.

Профессионального образования в сфере музыки, изобразительного искусства или танцев не было. Даже в семьях дворян, купцов и зажиточных мещан рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах детей в Юрьевце обучали частным образом на дому.

В городе жило несколько семей, у которых были такие музыкальные инструменты как: рояль, пианино, мандолина, гитара, скрипка. Например, рояль был в семьях И. А. Кузовникова и управляющего льнопрядильной фабрикой В.Я. Нечаева.  Играли на рояле в домах П. А. Шульца, А. М. Полякова, И. Ф. Талатина. У Марии Владимировны Берлин-Писаревской музыка звучала на рояле, принадлежавшем семье Арнольдов. В те времена все знали, у кого в Юрьевце есть этот инструмент. Гитары имелись в семьях Н.Н. Смирнова,  К.Н. Бахаревой, М.М. Малеева, А.А.  Лобанова, Д.Д. Щепетинщикова, А.Ф. Павловского, Ф.А.  Денежкина, Г.С. Галыгина. В домах Н.Д. Кузовникова, В.В.  Моисеева, В.Г. Кашицина, В.В. Николаевского, Е.К.  Болдыревской, В.К. Винокурова были мандолины. Семья А.К. Калинкина имела скрипку. Многие юрьевчане умели играть на балалайке.

По воспоминаниям Ирины Анатольевны Нечаевой, внучки управляющего Юрьевецкой льнофабрикой Василия Яковлевича  Нечаева, можно представить, как проходило музыкальное образование юрьевецких детей. В семье Нечаевых все без исключения владели искусством игры на фортепиано. Отец Ирины Анатольевны не только играл на инструменте, но и сочинял музыку, да еще и картины рисовал. Все эти виды искусства он освоил сам, получив только домашнее образование. Так же обучалась игре на фортепиано и маленькая Ира, его дочь, сев за рояль в пятилетнем возрасте. В семье очень любили музыку, и не только ее, так как вся семья была одаренной в сфере искусств. Кроме рояля,  домашние играли и на других музыкальных инструментах.

В нашем городе все знают о краеведческих заслугах Бориса Владимировича Ширяева, но вот вряд ли слышали о том, что его жена имела консерваторское образование, так как при жизни она нигде не выступала. Немногие так же знают и о том, что одна из двух сестер-аристократок Кашиных брала уроки у П. И. Чайковского.

Музыкальной, художественно образованной была и семья Весниных, где выросли известные нам братья-архитекторы. “Из окон каменного двухэтажного дома на самом берегу Волги часто слышалась музыка Чайковского,  Шопена, Мендельсона. Елизавета Алексеевна Веснина была прекрасной пианисткой и привила любовь к музыке своим детям”.

Красиво пела русские народные песни и хорошо играла на рояле жена земского врача Н. А. Соловьева. В их семье, как и полагалось, все с детства обучались музыкальному искусству.

После Октябрьской революции 1917-го года жизнь в стране кардинально изменилась. В России начали строить новую, в том числе и культурную жизнь. “Начало осуществления культурной революции в крае проходило одновременно с созданием новой Иваново-Вознесенской губернии”. Уже в 1918 году советская власть предпринимает меры по созданию материальной базы для развития культуры путем национализации. На основании постановления Президиума Исполкома от 13 декабря 1918 года “О национализации всех музыкальных инструментов уезда” у их владельцев были конфискованы все рояли, мандолины, гитары, балалайки, пианино и скрипка и переданы в распоряжение отдела Народного образования Юрьевецкого уездного Совета.

В губернии и уезде началась работа не только по ликвидации неграмотности населения, но и по развитию художественного творчества. Однако специальных школ по обучению искусствам не было. Повсеместно создавались клубы, хоровые коллективы на предприятиях, куда и передавались конфискованные инструменты. Например, в распоряжение Культурно-просветительской секции завода “Сосна” был передан рояль И. А. Кузовникова, в секцию Юрьевецких Советских лесопильных заводов – пианино Е. С. Кучукова, чуть позже сюда передали еще и рояль М.В. Берлин – Писаревской, в распоряжение Махловского культурно-просветительского кружка отправили пианино 3. И. Елина. В фабричном клубе оказался один из роялей или Шульца, или Полякова. Одно пианино было передано в детский сад, который расположился в здании бывшего Сретенского церковно-приходского училища. А вот почтово-телеграфным чиновникам пианино Г. Лебедева не дали, так как их культурно-просветительский кружок “до сих пор не ведет никакой работы” /28 апреля 1919 года/.

Конфискация роялей стала для их владельцев драмой. В отдел образования начали поступать заявления с просьбой о возвращении инструментов прежним хозяевам. В феврале 1919 года просит вернуть рояль зубной врач Берлин – Писаревская, обращая внимание комиссии на то, что это не ее рояль, и что ее родственнице Розе Берлин не на чем играть. Рассмотрев заявление, комиссия отказалась вернуть инструмент, но разрешила Розе ежедневно в течение двух часов играть на пианино Елина, “о чём и выдать ей соответствующее удостоверение”. Отказано было Берлин и в марте, когда она обратилась с повторной просьбой.

На заявление И. Ф. Талатина был дан такой ответ: “Ввиду того, что рояль И. Ф. Талатина передан в школу для обучения музыке целых групп детей, где могут обучаться и дети Талатина, заявление его о возвращении рояля отклонить” /11 марта 1919 года/.

Надо сказать, что г. Юрьевец в то время действительно был “музыкальным” городом. Музыку у нас по-настоящему любили и понимали, знали и ценили. Об этом свидетельствуют и самые первые документы новой власти в Юрьевце. Уже 27 декабря 1918 года коллегия Отдела народного образования Юрьевецкого уездного Совета принимает решение об устройстве музыкально-литературного вечера и музыкальной студии и поручает заняться этим заведующему Отделом народного образования Павлу Александровичу Месяцеву. 14 января 1919 года эта же коллегия обеспечивает музыкальными инструментами клуб коммунистов для организации струнного оркестра, куда и были переданы все конфискованные мандолины, гитары, балалайки и скрипка. В Юрьевце вновь зазвучала музыка, но уже нового, революционно-просветительского содержания, главной целью которого было средствами искусства формировать коммунистическую культуру и мораль.

Лишились своего рояля и Нечаевы. Это произошло уже в 30-е годы, когда в городе построили новый кинотеатр “Зимний”. В то время кино было немым и его показ сопровождали музыкой. Тапером, чтобы играть, определили Анатолия Васильевича Нечаева вместе с конфискованным у него роялем. В семье долго не могли с этим смириться,  тем не менее детям все же осваивать музыкальную грамоту пришлось в близлежащей школе уже на казенном инструменте. А рояль в кинотеатре “Зимний” простоял до начала XXI-го века на сцене. Где он сейчас – неизвестно.

17 января 1919 года на заседании коллегии заслушивают доклад уездного инструктора музыки и пения Г. Г. Муравьева о создании при отделе музыкальной секции. После обсуждения принимается решение: такую секцию создать под руководством уездного инструктора музыки и пения и включить в нее всех работников “в этой области” из разных учреждений. Геннадию Геннадьевичу Муравьеву было поручено выработать и представить на утверждение Отдела план работы секции и “сорганизовать в ближайшую очередь хор”. Создать революционный хор тогда было не так-то просто, так как родители не отпускали туда свою молодежь.

В ноябре 1919 года Отдел уже отчитывался о работе музыкально-вокальной секции перед губернским Отделом культуры. Опытом юрьевчан заинтересовались, так как в других уездах такой работы не было. “При организации секция поставила себе цели: пробуждение в широких слоях населения интереса к хорошей музыке как русской, так и иностранной; предоставление желавшим и музыкально одаренным лицам возможности развивать свои способности, изучая музыку в намеченной к открытию музыкальной школе; пробуждение и развитие музыкальности в детях дошкольного и школьного возраста путем рациональной и планомерной постановки музыкальной педагогики в школах и дошкольных учреждениях; содействие рабочим по организации разумных музыкальных развлечений; организация в Юрьевце /впоследствии по уезду/ музыкально-вокальных вечеров. Уже 9 января состоялся первый большой литературно-музыкальный вечер. Секцией был организован ряд концертов в Юрьевце и один –  в Пучеже”. В отчете говорилось также о том, что дело “не может развернуться во всю ширь и глубину, так как не хватает специальных работников”.

Оцените статью
Газета «Волга»