О том, как работали депутаты Ивановской областной думы, какие законы являются приоритетными, чем вызван перенос выборов на март 2010 года, рассказал председатель Ивановской областной думы, секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Сергей Пахомов.
«В РАБОТЕ ДУМЫ ЧУВСТВУЮТСЯ
УВЕРЕННОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ»
— Сергей Александрович, пятый созыв областной думы занимается законотворчеством уже почти два года. Как работается с депутатами? Какие ощущения от деятельности думы в целом?
— В нашей работе чувствуются уверенность и стабильность. Темп, набранный в 2008 году, нами сохранен. Растет квалификация депутатов. Мы оперативно реагируем на вызовы времени. Надеюсь, что депутатам работать комфортно. По крайней мере, сегодня любой депутат имеет возможность вынести на обсуждение свою точку зрения по любому вопросу. Если требуется обсудить какие-то особенно острые вопросы, я прихожу на заседания каждой из четырех фракций думы.
— Какие из законов 2009 года вы бы определили как самые важные?
— Безусловно, это новый Устав области, наша областная конституция. Это наш основной закон, регламентирующий жизнь региона. Увы, прежний документ безнадежно устарел. Принятие нового Устава я вообще бы выделил как основное и самое значимое региональное событие прошедшего года.
Бюджет области — основной финансовый документ. Мы приняли бюджет на 2010 год в конце ноября, чтобы дать возможность муниципалитетам принять свои бюджеты с запасом по времени. Это было сделано впервые. Мы попросили правительство области ускорить подготовку этого документа и рассмотрели его в сжатые сроки.
Приняты разноплановые документы по завершению модернизации избирательного законодательства.
Также мы провели огромную работу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Раньше Ивановская область выглядела очень бледно на фоне других субъектов по этому показателю. Но сегодня мы одни из лидеров в ЦФО в этом вопросе.
Практически ежемесячно мы рассматривали и принимали социальные законы по поддержке различных слоев населения.
Необходимо отдельно упомянуть об остановленном депутатами повышении транспортного налога.
— В год кризиса дума снизила налоги для малого бизнеса…
— Не считаю это серьезной победой. Снизили, но не настолько, насколько хотели. Все-таки правительство убедило депутатов принять свой вариант. Но это не значит, что мы эту работу бросили. Мы будем доказывать исполнительной власти необходимость расширения перечня направлений малого бизнеса, которым необходимо дать льготы. По итогам полугодия мы этот вопрос поднимем.
— Губернатор назвал 2009 год самым тяжелым годом из всех, пока он работал в Ивановской области. А вы как считаете?
— По тем направлениям, за которые я отвечал, не скажу, что было тяжелее. В сфере политики этот год прошел не в пример спокойнее, чем многие предыдущие. Что касается зоны ответственности исполнительной власти, соглашусь с губернатором: с бюджетом пришлось серьезно поработать. Основное наше совместное с правительством области достижение — это то, что мы смогли выполнить взятые на себя социальные обязательства. А в бюджете-2010 отдельные социальные статьи не только не сократили, но и увеличили.
Работа депутатов — это не работа исполнительной власти. Вот, например, мы приняли важный закон об ограничении употребления алкоголя и пива. Разговариваю с жителями, с представителями общественности, с начальником УВД, говорят: «Хороший закон, начал работать, приносит результат». С одной стороны, это успех. Конечно, приятно, что принятые законы начинают работать и имеют у населения хороший отклик. С другой стороны, это то, что мы должны были давно сделать. Принимать подобные решения — это не наше право, это наша обязанность. Ну и что этим хвастаться?
— Сергей Александрович, одна из самых обсуждаемых сейчас тем — перенос выборов на 14 марта.
— У большинства действующих депутатов сельских поселений сроки полномочий истекают в июне 2010 года. Однако поскольку в России существуют только два дня голосования: основной — в марте или резервный — в октябре, вставал вопрос: либо их продлевать на 4 месяца, либо сокращать на 2,5. Решили, что следует их сократить. И никакого глобального политического события я в этом не вижу.
ОБЪЕДИНЕНИЕРАЙОНОВ — ВОПРОС
ДИСКУССИОННЫЙ
— Фактически после этих выборов будет завершена реформа местного самоуправления, которая проводилась весь последний год: появятся главы городов и районов из числа избранных депутатов и назначаемые сити-менеджеры… В области уже есть примеры таких сити-менеджеров: Пахолков в Родниковском и Жубаркин в Ивановском районе. Если такая практика перенесена на всю область, надо полагать, эксперимент удался?
— Действительно, у нас было время посмотреть, как работает новая схема. И то, как сейчас организована работа в Родниковском и Ивановском районах, убеждает нас в правильности принятого решения. Суть перехода на такую систему — разделить политику и хозяйственные вопросы.
— Однако другой пример — Вичугского района — говорит об обратном. Там не удалось найти компромисса при разделении власти…
— Конфликт в Вичугском районе был заложен изначально. Не следовало против воли избранного главы района назначать сити-менеджером противостоящего ему же на выборах человека. В тот момент, когда этот вопрос решался, я был активно против такой конструкции и предупреждал о последствиях. Но это было четыре года назад, и в тот момент решение наряду с серией подобных по своему безумству было буквально продавлено известными всем людьми. Теперь нам приходится минимизировать негативные последствия.
Впрочем, такого рода конфликты теперь исключены: ведь главу муниципального образования — того, который будет руководить политикой, и главу администрации, который будет руководить хозяйством, будет избирать одна группа людей — депутаты, в большинстве своем члены партии, которая победит на выборах. Они не будут принимать решение, изначально закладывающее конфликт.
— Скоро во многих муниципалитетах будет как глава муниципалитета, так и глава администрации. Как можно объяснить избирателям: кто же будет главным? К кому идти со своими проблемами?
— За все хозяйственные вопросы отвечает руководитель исполнительной власти, или, как его теперь называют, «сити-менеджер». К нему и нужно идти за решением всех бытовых вопросов, которые сейчас решают мэры. А глава муниципалитета и одновременно по должности председатель Совета или думы будет заниматься организацией работы представительного органа власти и, соответственно, представительными и контрольными функциями.
Кто из них главный? Это две разные ветви власти: исполнительная (администрация) и представительная (Совет или дума). У нас даже Конституцию по-разному толкуют, рассуждая, кто главнее: законодательная или исполнительная власть. Но при нормальном построении работы подобного вопроса в принципе возникать не может.
Мы надеемся, что в муниципалитетах на депутатские места придут люди, принимающие ответственные решения. Конфликтных ситуаций никто не хочет. Наша задача — организовать нормальную работу.
— Заканчивая тему муниципальной реформы… В области прошло объединение ряда поселений. На сегодня эти объединительные процессы закончены? Или будут продолжены и далее?
— На мой взгляд, у нас еще есть поселения, которые могли бы ставить вопрос об объединении. Это вопрос дискуссионный, но, проведя определенную работу, мы, возможно, предложим рассмотреть такой вопрос еще по ряду поселений…
— А нет таких планов — приступить к объединению районов?
— С первых дней работы в Ивановской области я говорил о том, что рано или поздно мы придем к пониманию необходимости объединения муниципалитетов. Однако объединение поселений проходит значительно проще, в первую очередь, потому, что поселения в том виде, в котором они были сформированы 5 лет назад, — это во многом искусственные структуры. А вот муниципальные районы — это состоявшиеся территории, имеющие свою историю. Потеря с карты Ивановской области отдельных районов может по-разному отразиться на жителях даже чисто психологически. Возможно, это прозвучит несколько пафосно, но я сам родился не в мегаполисе, а в районе, и если бы название этого района исчезло, я бы испытал неприятные чувства.
Жители сами должны принять такие решения. Кроме того, если закон позволит, то районы могут быть объединены в 5-7 муниципальных округов и централизованное управление можно передать в эти округа. При этом названия районов можно и сохранить.
ТРОЙКУ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГУБЕРНАТОРА
ВОЗГЛАВИТ МИХАИЛ МЕНЬ
— Конец года закончился тем, что вы вошли в кадровый резерв Президента страны Дмитрия Медведева. После чего стали появляться слухи о вашем повышении в Москву…
— Это не первая волна подобных слухов, они периодически возникают не только в отношении меня, но и в отношении губернатора. Сегодня могу сказать одно: на протяжении ближайших трех с лишним лет я планирую занимать должность депутата областной думы и должность спикера, на которую меня избрали.
С другой стороны, я являюсь государственником по своему мышлению. Поэтому если в отношении меня будет принято кадровое решение, то я буду должен либо ему подчиниться, либо уйти с государственной службы.
За два последних года мы провели огромную работу по модернизации всей политической и управленческой системы Ивановской области. Для кого? В первую очередь, для наших жителей. Во вторую — для тех политиков, которые всем этим должны руководить. Согласитесь, нелогично: провести такую большую работу и всё это оставить.
— В 2010 году будет ставиться вопрос о назначении губернатора области. Насколько известно, по рейтингу доверия, озвученному совсем недавно, Михаил Мень входит в десятку самых уважаемых в своих регионах губернаторов…
— Причем, насколько я знаю, этот рейтинг составлен федеральными структурами, без какого бы то ни было нашего влияния и, стало быть, отражает реальное положение вещей…
— То есть можно сказать с высокой долей вероятности, что партия «Единая Россия» предложит Президенту переназначить на должность губернатора области Михаила Меня?
— Если бы сегодня нам пришлось принимать такое решение, то тройку лиц, которые партия предложила бы Президенту на рассмотрение, возглавил бы действующий губернатор.
Вместе с тем я уверен, что в этом списке не будет людей, включенных просто для фона. В тройке будут люди, каждый из которых способен руководить регионом.