С Пасхой Христовой!

Пасхальные послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископа Иваново-Вознесенского

и Кинешемского Иосифа

Возлюбленные о Господе архипастыри,

всечестные пресвитеры и диаконы,

боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

От сердца, исполненного благодарности Богу, возглашаю всем вам великую и спасительную весть:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С  Пасхой  Христовой!Из года в год этим пасхальным восклицанием церковь свидетельствует о том событии вселенского значения, что произошло почти две тысячи лет тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учителя и увидели, что гроб пуст. Божественная сила Христа победила закон смерти. Он воскрес, свидетельствуя всему человечеству, что смерть — это не конец жизни, что смерть преодолеваема силой Божией.

Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1Кор. 6, 14).

Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы трудные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозревать будущее, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, ибо Христос воскрес!

На Святой Руси праздник Пасхи всегда был самым великим и светлым. В последние десятилетия он вновь вернулся во многие дома и семьи. И ныне его отмечают и там, где прежде не звучало пасхальное приветствие: в больницах и тюрьмах, в армии и на флоте, и даже в космосе. И дай Бог, чтобы за внешними изменениями, происходящими ныне в странах Русского мира, совершалось бы подлинное возрождение душ человеческих, чтобы радость Воскресения Христова наполняла бы сердце каждого, чтобы светом Божественной любви были согреты не только наши родные и близкие, но и люди, лишенные возможности побывать в храме, престарелые, больные и одинокие.

Через Воскресение Христово верующий человек обретает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим: быть добрым и милосердным, честным и благожелательным в отношениях с людьми, способным разделять с ними и радость, и горе.

Это христианское отношение к ближним включает в себя также и заботу о своей стране, о своем народе, о своей семье, о доме. Проповедуя приоритет вечных духовных ценностей, церковь призывает своих чад также и к бережному отношению к временным, но реальным ценностям Богом сотворенного мира: к окружающей нас природе, к богатому культурному наследию, которое веками созидалось нашими предшественниками. Быть хранителями духовных сокровищ и традиций Православия означает активно преображать себя, свой внутренний мир, а также поддерживать красоту и гармонию окружающего нас мира и устроять их там, где они разрушены злой человеческой волей. Таково призвание и такова ответственность христианина.

Господь не требует от нас непосильных подвигов. Обращаясь к душе каждого человека, Он вновь и вновь взывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). Чтобы почувствовать и понять, насколько благо и легко то бремя, которое возлагает на нас Господь, нужно научиться делать добро и ближним, и дальним. В этом учении трудны лишь первые шаги: вовремя остановиться и не отвечать на грубость грубостью, на зло злом, на ложь ложью, на осуждение осуждением. А затем хотя бы раз испытать удовлетворение от правильного и честного поступка, принесшего пользу другому человеку, будь то в семье, на работе, на приходе или просто в общении с соседями и знакомыми. Это чувство удовлетворения способно перерасти в радостное и оптимистичное состояние духа, если добрые дела, совершаемые не ради корысти, а от чистого сердца, становятся частью нашей жизни. Только тогда почувствуем мы и изменения к лучшему в общественном бытии, когда осознаем наличие нерушимой связи между совершаемым нами добром и общественным благополучием.

Евангельская мотивация наших поступков как в личной, так и в профессиональной и общественной сфере способна кардинально изменить нас самих и окружающий мир.

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» — восклицаем мы в эту светозарную ночь. Да воскреснет Бог в наших сердцах и да расточатся ложь, вражда, злоба, распри и всякие разделения в жизни нашей.

От души поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Святой Пасхи. Помощь и благословение воистину Воскресшего Господа да сопутствуют каждому из нас в наших дальнейших трудах во славу Церкви, на пользу стран, в которых мы живем, на благо ближних и дальних. Аминь.

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие жители земли Иваново-Вознесенской!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С  Пасхой  Христовой!Благодатью Божией мы вновь сподобились великой радости — встретить праздник Светлого Христова Воскресения. Сегодня всех нас объединяет торжество Пасхи Господней, озаряющей весь мир немеркнущим светом жизни вечной.

Святой апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших…И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 17 — 19). Действительно, если не воскрес Христос, то и вера, и жизнь, и все дела наши напрасны. Бесполезны тогда подвиг мучеников, труды святых подвижников, любовь к ближнему. Ибо, согласно такой логике, всё закончится страшной пустотой смерти.

Один из великих угодников Божиих, святитель Григорий Нисский, пишет об этом так: «Если нет Воскресения, то смерть есть предел жизни, и тогда оставь обвинения и порицания. Предоставь полную свободу человекоубийце: пусть прелюбодей разрушает брак; пусть любостяжатель роскошествует за счет своих противников; никто пусть не останавливает ругающегося; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятвы; пусть иной лжет сколько желает, потому что нет никакого плода от истины; пусть никто не помогает бедным, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную мысль и поощряют всякий безумный и разбойничий замысел. Ибо если нет Воскресения, нет и Суда; если же отвергается Суд, вместе с ним отвергается страх Божий. А где не уцеломудривает страх, там ликует диавол».

Но воистину воскрес Христос. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» — свидетельствует нам святой апостол Павел (1 Кор. 15, 22). О воскресении Христовом мы знаем из личного опыта. Ведь абсолютное большинство православных христиан в своей жизни испытали прикосновение Божественной Любви, ощутили радость от прощения нашим Спасителем наших грехов, опытно постигли Бога в причащении его Святых Тела и Крови.

Но мы верим также и в плотское, телесное воскресение Христа, которое засвидетельствовано нам в Евангелии. Святой апостол Иоанн Богослов говорит так: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь» (1 Ин. 1 — 2). Этот опыт, переданный нам сквозь толщу двух тысячелетий, является фундаментом, на котором основана церковь Христова.

Только в Воскресшем Христе мы можем обрести подлинный смысл своей жизни, ее полноту и целостность.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как в современном мире грех насаждается в качестве нормы, а свобода заслоняется штампами, преподносимыми СМИ и массовой культурой. Люди, мнящие себя свободными, оказываются глубоко порабощенными пороком. Но Христос освобождает нас от этого постыдного рабства.

В настоящее время человек часто ощущает своё бессилие перед обстоятельствами. Однако псалмопевец Давид восклицает: «Богом моим прейду стену» (Пс. 17, 30). В тот момент, когда кажется, что ничего уже сделать нельзя, мы должны помнить — все способности и возможности укоренены во Христе.

Христос для нас — всё. Святитель Амвросий Медиоланский об этом говорит так: «Если ты желаешь исцелить свою рану, Он — врач. Если ты нуждаешься в помощи, Он — сила. Если ты страшишься смерти, Он есть жизнь. Если ты бежишь мрака, Он — Свет. Если ты голодаешь, Он — пища».

Современное православное христианство, как и на протяжении двух последних тысячелетий, призвано свидетельствовать миру об этой непреложной Истине, об источнике радости и света. Мир, лежащий вокруг нас, крайне нуждается в таком свидетельстве. Эта деятельная проповедь о Христе Воскресшем является прямой обязанностью каждого из нас, вне зависимости от того, священнослужитель он, монашествующий или мирянин.

Но такая задача одновременно означает и огромную ответственность. Ведь Христос, обращаясь к верующим, говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5:13). Нам важно помнить об этом не только в сам день Светлого Праздника, не только тогда, когда всё вокруг ликует и радуется, но и в повседневных трудах, во всех обстоятельствах нашей жизни.

Господь и Спаситель наш Иисус Христос устами святого апостола Павла призывает нас жить в любви (Еф. 5,2), но не в ненависти (Гал.5, 21), в скорби быть терпеливыми (Рим. 12, 12), делать людям как можно больше добра (2 Кор. 13, 7), утешаться надеждой (Рим. 12, 12) и в вере быть непоколебимыми (Кол. 1, 23). Будем же всегда следовать этому призыву.

Возлюбленные о Христе, дорогие отцы, братья и сестры! Снова и снова поздравляю всех вас, дорогие мои, с Праздником Светлого Христова Воскресения и вновь приветствую вас жизнеутверждающими словами:

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Иосиф, Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: