Старший брат

Двадцать восьмого ноября исполняется 130 лет со дня рождения Леонида Александровича Веснина.  О его становлении как архитектора рассказывает старший научный сотрудник музея архитекторов — братьев Весниных  Алексей  Викторович Авдюнин.

— Юрьевец — родина братьев Весниных, здесь прошло их детство. Дом Александра Александровича и Елизаветы Алексеевны стоял на берегу Волги. Именно здесь и на валах крепости Белый город больше всего бывали три брата в детстве. В семье им привили любовь к книгам, музыке и рисованию. Отсюда они уехали учиться в Москву в Практическую академию коммерческих наук. Первым из семьи уезжает Леонид, а затем уже к нему приезжают младшие братья.

После окончания Практической академии в 1899 году судьба Леонида, согласно сложившейся традиции, готовила ему будущее коммерсанта-промышленника.

Но годы учёбы в академии, которая славилась хорошим составом преподавателей, таких как профессор А.Алексеев и Н.Жуковский, писатель А. Славитский, преподаватель черчения и рисунка – художник М.В.Маймистов, заложили и прочную основу художественного образования.

Уроки рисования и изучение произведений искусства сыграли большую роль в развитии творческих способностей братьев, и к моменту окончания Практической академии Леонида, Виктора и Александра всё больше и больше увлекала архитектура.

«Александр Александрович с нетерпением ждал, когда его помощником станет старший сын, получивший специальное коммерческое образование,- читаем мы в книге Л.Л. Поляковой «Зодчие братья Веснины». — И Леонид, казалось, с готовностью приступил к работе, ни намёком не выдав собственных планов. Ему шёл девятнадцатый год, но он выглядел старше. Высокий, широкоплечий, белокурые, чуть в рыжинку волосы, большие голубые глаза, очень белая кожа с нежным, как у девушки, румянцем на щеках. Повсюду, где бы Леонид ни находился, он всегда вызывал невольное уважение. Перед ним даже как-то робели. Он был человеком чести и слова – то, что в Англии подразумевали под словом «джентльмен» — это было видно в нём сразу. Он был нежным, чувствительным до сентиментальности человеком – и это было скрыто от посторонних глаз за его сдержанностью, обликом сильного, мужественного человека.

Целыми днями Леонид пропадал в конторе и в цехах. Никогда ещё счётные книги юрьевецкой фирмы по производству дрожжей «Наследница Соболева и братья Веснины» не содержались в таком порядке. В то же время Леонид просиживал допоздна над книгами по искусству, корпел над чертежами, много рисовал. И однажды признался родителям, что хоть он никогда не изменит своему сыновьему долгу и не поступит против воли родителей, его единственное желание – стать архитектором, и что он давно готовится к экзаменам в Императорскую Петербургскую Академию художеств».

В 1900 г. Леонид едет в Петербург и, успешно выдержав экзамен, поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Через год в Петербург приезжают и младшие братья, поступив в Институт гражданских инженеров, где больше внимания уделялось технической стороне строительного искусства. В Петербурге братья живут вместе. Они продолжают заниматься рисунком и живописью в студии художника Я.Ф. Ционглинского, посещают просмотры и выставки студенческих работ класса профессора Л.А. Бенуа. Благодаря Леониду младшие братья получили возможность много времени проводить в богатейшей библиотеке Академии художеств, где под руководством старшего брата изучали историю архитектуры и изобразительного искусства.

Но начало 20-го века принесло много несчастья семье Весниных: ранняя смерть матери, разорение и тяжёлая болезнь отца, переехавшего к тому времени из Юрьевца в Москву, стеснённые материальные обстоятельства. И Леониду не раз приходилось брать на себя решение многих жизненных проблем, заботу о младших братьях и своих близких.

«Сохранилось письмо отца Весниных к сыновьям от 27 февраля 1904 года, в котором Александр Александрович извинялся за задержку денег и хвалил Леонида, совмещающего работу с учёбой. «Молодчина, Леонид Александрович, — писал отец, — наверное, братцы так тебя величают?..» И младшие действительно признавали его старшинство.

После подавления революции 1905 года правительство издаёт распоряжение о закрытии ряда высших учебных заведений. Неожиданное прекращение учебных занятий вынуждает братьев сделать перерыв в учёбе и переехать в Москву.

По приезде в Москву Веснины берутся за основательное изучение архитектурных дисциплин, берут уроки рисунка и живописи в мастерской у художников К. Юона и И.Дудина. Вместе с этими теоретическими занятиями начинается и практическая работа Весниных. Они работают в качестве помощников архитекторов у академиков архитектуры А. Иванова-Шиц и Р. Клейна, а также в различных проектно-строительных конторах.

Летом 1907 года Леонид совместно с А. Щусевым работает над реставрацией собора 12 в. в Овруче, на Украине.

К этому же году относится и первая архитектурная работа братьев Весниных. Заданная по программе конкурса станция для трамвая решается ими в виде русского классического павильона, украшенного вазами. Проект Весниных имел успех. С этого времени они участвуют во многих крупнейших конкурсах тех лет. Их проекты часто выдвигаются на первые места и премируются. Некоторые из них реализованы.

Увлечение живой практической работой ещё больше скрепляет дружеский творческий коллектив и отвлекает братьев от продолжения учебных занятий в Петербурге. Но диплом архитектора надо было получать. В 1909 году Леонид Александрович оканчивает архитектурное отделение Академии художеств и получает звание архитектора-художника.

Практическая работа настолько увлекла младших братьев, что лишь по настоянию Леонида они оканчивают Институт гражданских инженеров в 1912 году уже вполне сложившимися архитекторами с практическим опытом и стажем.

Веснины окончили своё образование и приступили к самостоятельной работе, когда русская архитектура переживала глубокий кризис, полностью утратив единство формы и содержания.

Среди ранних работ братьев Весниных обращает на себя внимание дача Носенкова под Москвой, выполненная Леонидом в год окончания им Академии художеств. Этой ранней работой Л. Веснин в известной мере предвосхищает дальнейшее творчество всех трёх братьев. В ней встречается ряд архитектурных приёмов, ставших характерными для многих работ Весниных последующего времени.

В работах молодого творческого коллектива всё более заметными становятся настойчивые попытки внести нечто новое, современное в традиционный архитектурный облик домов и фасадов.

В первые послереволюционные годы Веснины выполняют ряд проектов и построек, обусловленных самыми насущными потребностями того времени. Леонид разрабатывает проекты планировки и строительства рабочего посёлка на Шатурских торфяных разработках и проект Шатурской электростанции; рабочий посёлок в Мытищах, под Москвой; посёлок при паровозном заводе в Подольске; создаются конкурсные проекты планировки Ленинской слободы в Москве и показательных домов для рабочих; разрабатывает планировку Кузнецка и других молодых городов.

Начиная с 1922 года, когда реальное строительство ещё не развернулось, большое значение для поисков новой архитектуры приобрели многочисленные архитектурные конкурсы, которые предоставляли неограниченные возможности для творческого поиска.

Веснины приходят к идее конструктивизма — нового архитектурного стиля, вызванного развитием научно-технического прогресса. Их первые, хотя и не реализованные, конкурсные проекты Дворца Труда, конторы русско-американской торговой фирмы «Аркос» и редакции московского отделения газеты «Ленинградская правда» совершили перелом в современной архитектуре, получив самое широкое признание как советской, так и зарубежной архитектурной общественности. Они оказали огромное значение на развитие советской архитектуры последующих лет, в особенности на практику проектирования общественных зданий.

Успех их творческой деятельности был обусловлен тем, что коллектив Весниных представлял собой редкий пример единства творческих взглядов и устремлений, единства художественных вкусов и понимания задач архитектуры.

Сохранились воспоминания Н.М. Весниной, жены В. Веснина, которая более тридцати лет была непосредственным свидетелем того, как работали братья.

«Личность каждого в какой-то мере отразилась на их творчестве. Самый большой творческий полёт был у Александра, даже переходящий всякие реальные возможности того времени. Зато Леонид стоял обеими ногами на земле, он был, если можно так выразиться, самым реалистичным из них. Когда младшие братья улетали в какие-то головокружительные мечтания, он умел одним доводом, шутливым, но метким замечанием вернуть их к действительности. Старший брат с его безукоризненным вкусом и фундаментальной академической архитектурной подготовкой пользовался у младших непререкаемым авторитетом».

В 1923 году Веснины начинают свою педагогическую деятельность. Они были приглашены на педагогическую работу не только как архитекторы, но и как новаторы. Леонид и Виктор выбрали работу в МВТУ с тем, чтобы быть ближе к архитектуре промышленных сооружений. Леонид выступал за академическую систему обучения, не считая себя убеждённым конструктивистом. Тем не менее его роль в доведении до логического завершения блистательных идей братьев была очень велика. От студентов он требовал детальной разработки проектов, что являлось эталоном качества студенческих работ. Некоторые дипломные работы его учеников были опубликованы в журнале «Современная архитектура» наряду с веснинскими проектами «Ленинградская правда» и «Аркос». Большинство проектов выпускников было осуществлено под руководством Леонида Александровича.

Общественность высоко оценила деятельность Весниных по подготовке молодых архитекторов. За высокое качество педагогической работы Л. Веснин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Трудно сказать, в каких областях архитектуры Веснины работали больше. Творчество братьев было настолько единым и цельным, что проект, подписанный лишь одним из них, рассматривался как произведение, принадлежащее им всем.

«Расцветом творчества братьев Весниных по праву считается десятилетие 1923-1933 годов. Созданные ими в этот период произведения – такие как Дворец культуры ЗИЛа и архитектура Днепрогэса, универмаг на Красной Пресне, Московский институт минерального сырья и банк в Иванове, планировка Большого Запорожья и нового Баку, Дом политкаторжан (теперь Дом кино) — сыграли исключительную роль в развитии советской архитектуры.

В их тройственном союзе Леонид являлся соединяющим звеном между Александром и Виктором. Союз этот родился ещё в детстве, когда братья мальчиками лет восьми-десяти начали рисовать пароходы, проходящие мимо окон их стоящего на самом берегу дома.

Смерть старшего брата, последовавшая 8 октября 1933 года, была непоправимым ударом. Для своих братьев и сестер Леонид Александрович был больше, чем просто старший брат: они боготворили его как человека, он был для них всегда опорой и наставником, патриархом в их творческом триумвирате. И самые лучшие произведения Весниных всё же те, что созданы ими втроём».

Подготовила  Т.Терешина

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»