Святая обитель иноков, или явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери

Святая обитель иноков, или явление чудотворной Тихвинской иконы Божией МатериРедакция начинает серию краеведческих материалов, ранее не опубликованных, которые, думаю, будут интересны как людям старшего поколения, так и молодежи. Этот материал впервые вышел в 1891 году в сборнике «Костромская старина». Речь в нем идет о селе Мячева Пустыни, написан он священником одного из местных приходов на основании документов и книг, хранящихся в церковных архивах, и народных преданий, собранных из уст стариков, а также из его собственных наблюдений. Читая старый текст еще с редуцированным «Ъ» , поражаешься богатству, красоте языка, разнообразию изобразительно-выразительных средств. Предлагаю и вам, дорогие читатели, насладиться настоящим русским языком и узнать новые интересные факты о всеми нами любимом месте — Мячева Пустыни.

Потаенная хижина

На том месте, где сейчас находится с. Мячева Пустынь, в 16 веке было совершенно необитаемое место. Находясь на правом берегу Волги, оно представляло глубокое, зыбучее, непроходимое болото, с востока окаймленное Волгой, с юга и севера такими же зыбучими болотами, окруженными густым вековым лесом, а с запада- крутой, почти отвесной, покрытой таким же лесом, горой.

Здесь в начале 17 века устроил себе хижину один из потаенных угодников Божиих. Долго никто не посещал его, никто не знал даже о его существовании, так как не пролегала здесь никакая дорога. Случалось, конечно, что, собирая грибы или ягоды, крестьяне приближались к этому месту, но проникать внутрь его не решались, опасаясь загрязнуть в зыбучей пучине. И так сподвижник один беседовал с Богом и природой. Шум вековых елей и сосен возбуждал в нем тихую грусть о небесном отечестве, взгляд на зыбучую пучину напоминал ему о той греховной пучине, от которой удалился он в свое пустынное безмолвие. Во всем он находил для себя урок: и в вековечности, и в шуме леса, и в реве диких животных, и в пении птичек небесных. Долго ли так продолжалась одинокая жизнь его — неизвестно, но люди мало-помалу стали проникать в то уединенное место, где обитал подвижник.

Подвижник открылся людям

Вид жилища, когда люди впервые увидели его, испугал их: они считали его за жилище  знающегося с бесами волшебника или подорожного разбойника, и вместе с тем не могли преодолеть своего желания удостовериться собственными глазами, что это за хижина  и что это за странный человек на таком опасном месте поселился? Каково же было их удивление, когда они узнали, что этот человек не волшебник и не разбойник, но человек, удалившийся от мира с благой целью- спасти душу свою от соблазнов мира, каково же было удивление их, когда они услышали поучительный тон речи его: «Братья! Не прилепляйтесь к миру! Ибо живем мы на земле, но не для земли, и живем хотя не на небе, но для неба. Я не хотел жить в миру, но Бог открыл меня миру через вас,- да будет Его святая воля! И если бы угодно было Господу больше уединение мое, чем жизнь с миром, то Он не открыл бы меня вам. Но Он открыл. Его воля, чтобы я не скрывался, и я не скроюсь. Вам и вашему спасению и служить я должен. Да будет Его святая воля, благая и всесовершенная!»

Устройство монастыря и храма разрешено, одна проблема — где взять деньги?

И с этой минуты подвижник не стал уже скрываться ни от кого, всех приходящих к нему принимал с любовью и лаской и каждому давал спасительное наставление. С тех пор молва о нем пошла как о человеке святом и прозорливом, и народ толпами шел к нему: кто за советом о спасении души, кто за советом в делах житейских, кто за помощью от святых молитв его, кто из желания услышать какое-либо предсказание старца о своем будущем, кто из простого любопытства. Все новые и новые толпы народа каждый день стали приходить к нему, несмотря на все неудобство пути; любовь и усердие к подвижнику Божию, помогавшему им добрым советом и молитвой, превозмогла это препятствие. Окрестные жители сами поспешили осушить болото, завалив его и лесом, и землею, и каменьями. А некоторые из них так привязались к нему сердечною любовью, что упросили его позволить им остаться жить с ним для совместного служения Богу и для совместных забот о спасении своем и ближних. Число таких подвижников стало быстро увеличиваться и достигло таких значительных размеров, что хижина учителя их, превратившаяся постепенно в общий молитвенный дом, стала уже слишком тесна. Поэтому новособранная братия с благословения учителя своего обратилась к духовному начальству с просьбой о разрешении устроить им деревянный храм и учредить при нем мужской монастырь, а учителя сделать настоятелем, посвятив в сан иеромонаха. Просьба братии была уважена: устройство монастыря и храма разрешено, и основатель иноческого жития на этом месте посвящен в сан иеромонаха с именем Филарет. Мирское имя его, равно как место рождения его и сословие неизвестно, но есть основания думать, что в миру его звали Филиппом.

Приняв на себя начальство над собравшеюся около него братией, Филарет ничем, кроме наблюдения над порядком, не обнаруживал над ними своей власти. Ни одного дела, как бы оно ничтожно ни было, не решал без общего согласия, и сам первый показывал пример для подражания: и в молитве, и в воздержании, и в трудолюбии, и в любви, и в целомудрии. Принятие иеромонашеского сана с правами настоятеля и с обязательством устроить храм и монастырь доставили ему чрезвычайную заботу, ведь на устройство обители и постройку храма нужны были большие деньги, а где их взять? Правда, могли помочь и помогали благотворители, но и этих средств не хватало. Собранных от пожертвований денег едва хватало для постройки часовни. Оставалась одна надежда на помощь Божью. Филарет не унывал, надеялся. В надежде своей он часто взывал к Господу и Царице Небесной, прося их всесильной помощи в начинаемом добром деле. И надежда эта не посрамила его.

Святая обитель иноков, или явление чудотворной Тихвинской иконы Божией МатериЧудесное явление Богородицы

Хижина Филарета была устроена около громадной ивы, которая в весеннее время всегда заливалась водой от разлива Волги. Филарет любил эту иву и часто летом выходил из своей кельи и садился под ее ветвями: слушал шелест листьев ее и пение гнездящихся в ее ветвях птичек, и он невольно уносился в мыслях в беспредельную высь небес, где вечно раздается неумолкаемое ангельское словословие Пресвятой Троице. Смотря же на хрупкость дерева и на борьбу его с ветрами и бурями, он переносил мысль свою на собственную жизнь и думал о том, сколь ничтожен человек, сколь суетно все земное могущество и величие его, и как легко может погибнуть он —  намного скорее, чем дерево в бурю. А устремляя взор свой на глубину Волги и на волны ее, он переносился мыслью к жизни загробной, помышляя о клокоте реки огненной, которой не миновать ни одному из нераскаявшихся грешников. Размышляя, старец в то же время молился Господу и Пречистой Его Матери о ниспослании помощи в устроении храма. И вот однажды, сидя под деревом, он находился в таком молитвенном настроении и сквозь ветви деревьев устремил на небеса взор свой, вдруг дивное видение поразило его: между ветвями дерева на одном из сучьев как бы на престоле вся в неописуемом сиянии стоит икона Царицы Небесной. Как живая изображена Владычица, рядом с ней с правой стороны стоит Николай Чудотворец, а перед ней с поднятыми к ней руками стоит на коленях благочестивый пономарь Георгий, немного далее виднеется церковь, на которую Царица Небесная велела ставить крест деревянный, а не железный. Таким образом, на иконе оказывается изображенным одно из дивных явлений Пречистой Владычицы Богородицы, бывших при прославлении святой и чудотворной иконы Тихвинской; почему и вновь явившаяся икона названа Тихвинской.

Царица Небесная указала место постройки храма

Велика была радость и удивление старца Филарета, когда увидел он чудную икону Владычицы. Долго не мог опомниться от великой радости подвижник Божий, уже настал вечер, а он все стоял перед чудным образом с воздетыми к нему руками, и слезы ручьями текли по лицу его. Лицо его преобразилось. Он был как ангел Господень. Между тем братия, не видя возвращения учителя, пришла в недоумение. И вот в поисках его подошли они к той же иве. Вид чудной иконы на дереве, а перед ней в молитвенном созерцании учителя поразил их так, что они, упав на колени, прославили Царицу Вселенной и Матерь Господа Вышняго. Вместе с настоятелем они возвратились в келии свои, славя Бога и Пресвятую Богородицу, одели самые лучшие праздничные одежды и с зажженными свечами в руках при пении хвалебных песен Владычице мира, снова пошли к чудесному образу, намереваясь взять его руками и отнести в жилище настоятеля. Но тут новое чудо поразило их: едва только подняли они руки свои, как икона сама поднялась с места своего, пошла к северу и остановилась невдалеке от братских келий среди неосушенного еще болота. «Видно здесь благоволит Царица Небесная быть устроенным пречистому храму своему»,- сказал настоятель. Но братия недоумевала: как же это возможно, на болоте построить храм, ведь если даже осушить это место, тои тогда не выдержит оно тяжести храма. «Но Царица Небесная, я твердо верю, сама даст нам знамение о месте, на котором благоволит Она быть пречистому храму, — сказал им настоятель. — Однако, чтобы и ваше мнение уважить, я не отказываюсь исполнить и ваше желание. Укажите место, где, по вашему мнению, всего удобнее создать храм сей, там и положим мы основание его». Смущенная словами учителя своего, братия уже готова была взять назад свое слово, но учитель настоял на своем, так как в этом противоречии братии видел не упорство ее, но доставляемый ему самим Господом повод к прославлению Пречистой Матери Его.

Храм начали строить, но правильно ли выбрала место братия?  Об этом читайте в следующем номере.

Подготовила Ирина Алирзаева (материалы предоставлены юрьевецким краеведом Александром Липиным)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»