«Ты в небе, ты выжил и спас тех солдат»

«Ты в небе, ты выжил и спас тех солдат»

Дата 28 октября 1948 года стала отправной точкой создания отечественной армейской авиации. За многолетнюю историю  она выполняла различные задачи в России,  участвовала в операциях в зарубежных государствах, включая Афганистан, Грузию. В числе летчиков, выполнявших интернациональный долг в республике Афганистан, был и наш земляк Николай Витальевич Абрамов.

В детстве любил футбол

Коля родился в многодетной рабочей семье, он был третьим ребенком. Отец, участник Великой Отечественной войны, всю жизнь проработал плотником. Мама, труженица тыла, начала работать «за палочки» в колхозе еще ребенком, затем    трудилась прядильщицей на льнофабрике.

После окончания восьмилетней школы №4, которая находилась на Селецком поле, мальчик продолжил обучение в средней школе №1, которую закончил в 1971 году.

 — Когда был школьником, я увлекался футболом, играл в сборной команде школы, — вспоминает Николай Витальевич. —  Защищал честь района на областных футбольных турнирах. С благодарностью вспоминаю своего тренера Владимира Алексеевича Патракова.

 Хорошая спортивная подготовка пригодилась ему в дальнейшем, когда Николай после школы поступил в Харьковское военное авиационное училище.

В военном училище

После прохождения медицинской комиссии  в десятом классе в военном комиссариате юноше предложили поступить в военное училище.

— Мне дали список учебных заведений и сказали: «Выбирай», — рассказывает Николай Витальевич. -Немного подумав, я решил пойти в авиацию. Харьковское среднее летное училище я выбрал потому, что оно было с техническим уклоном.

 Все четыре экзамена сдал без проблем, знания, полученные в школе, пригодились для поступления.

— На одно потоке со мной вместе учился Петр Муравьев. Он родом с той стороны с Рыжковского мыса, — вспоминает Николай Витальевич. — На первом курсе приходилось нелегко, я не привык к такой дисциплине. Во время обучения меня зачислили в спортивную роту училища. Нашу группу определили в морскую авиацию.

В 1974 году, после окончания училища по специальности «Бортовой техник- воздушный стрелок», молодого лейтенанта направили служить в Забайкальский военный округ.

— Мне было предложено два места службы: Белоруссия  и Забайкалье. Я не знал, что выбрать, и попросил совета у своего ротного, — вспоминает Николай Витальевич. — Он  посоветовал отправиться в Забайкалье. Там шла повышенная выслуга.

Николай прослужил на вертолете «Ми-8» шесть лет. Полк относился к транспортно-боевой авиации. За выполнение работ по демаркации границы с Монголией получил первую правительственную награду «За трудовое отличие».

— Недалеко от меня, за горным хребтом, служил земляк — Валерий Павлович Смирнов, — продолжает воин -интернационалист. — Мы с ним  однажды виделись, когда были учебные высадки десанта.

Перевод

Летом 1980 года Н.В.Абрамова переводят в Одесский военный округ в город Бердянск. Через три месяца часть полка направили в Германию, а остальных раскидали по гарнизонам. Николай попал в г.Раковка в отдельный боевой вертолетный полк огневой поддержки.

В то время вертолетчики уже мужественно сражались в знойном небе Афганистана, показывая примеры героизма, высокого летного мастерства,  мужества, отличные моральные и боевые качества.  Летный состав осуществлял авиационную поддержку общевойсковых формирований, выполнял разведывательные задачи, высаживал тактические десанты, оказывая им огневую помощь, вел радиоэлектронную борьбу с воздуха, размещал минно-взрывные заграждения на караванных тропах противника.

— 22 июня 1981 года нас собрало руководство и сообщило, что наш полк отравляется выполнять интернациональный долг в республику Афганистан, — продолжает рассказ Николай Витальевич. — Там мы должны были сменить летные составы из Цхенвали, которые попали в Афганистан первыми.

«С корабля на бал»

24 июня грузовым бортом их отправили в Джелалабад.

—  Нас разместили в городке. Жили в модулях по семь человек, — вспоминает ветеран. — На базе все уже было оборудовано нашими предшественниками. Город находился в трех кольцах охраны. Рядом проходила дорога на Пешавар, с той стороны наши вертолеты периодически обстреливали душманы. У них там не было постоянных баз, моджахеды передвигались, как правило, на автомобиле «Тойота», в кузове которого стоял пулемет «ДШК».

 Через два дня, 26 июня, Н.А.Абрамов уже вылетел на первую боевую  операцию в провинцию Кунар вблизи Пакистана. Там была посадочная площадка.

— На ней мы обычно брали на борт кого-то из местных жителей, редко наших разведчиков, — рассказывает Николай Витальевич. — Их задача была вывести нас на цели, по ним мы должны были нанести удар или высадить десантников, а те уничтожить караван моджахедов. На вертолете был пулемет Калашникова (танковый).

  Первый бой

Командиры вертолетов набирались опыта в горах Грузии, где специально летали в сложных условиях узких горных ущелий.

— В первом бою страха не было. Я даже не совсем понимал, что происходит, — вспоминает ветеран. — Выполнял задачу по уничтожению объекта. Главное — попасть в цель. И я это сделал.

Боевые задания

Во время выполнения заданий вертолеты постоянно проходили запредельные испытания на прочность. В гражданской авиации полет в таких условиях считался предпосылкой к летному происшествию. Таким опасным был иногда угол полета. Нагрузки на машину были двойными и тройными.

— Помню, когда мы летели на задание, в одном из районов полета должен был находиться вражеский «ДШК». Мы его вовремя увидели и уничтожили. Командиром вертолета был замполит — пилот от Бога, —  вспоминает тот бой воин- интернационалист. — Но вдруг справа по нам начинает «работать» другой «ДШК». Командир сразу сориентировался, «переломил» вертолет в его сторону, нанеся по врагу точный удар ракетой, чем спас машину от попадания. 

 Каждый вертолет мог спокойно брать на борт 2,7 тонны боеприпасов, из них две пятисоткилограммовые бомбы, которые использовали для устройства завалов на караванных тропах.

 «А на войне — неровен час…»

 В то время Николай Витальевич летал на вертолете марки «МТ», который они получали в Союзе.

 -Были случаи, когда гибли наши боевые товарищи, — с горечью вспоминает Николай Витальевич. — Однажды вертолет моих друзей подбили, а мой коллега бортмеханик, не успевший выпрыгнуть, упал вместе с машиной.

Во время одной из операции 15 апреля 1982 года погиб командир его вертолета. Бой был тяжелый. Вертолет, на котором служил Н.В.Абрамов, пошел на посадку, чтобы  взять на свой борт экипаж подбитого вертолета, и загорелся. Как потом выяснилось, там тоже был раненый командир.

— Мы еще не успели коснуться земли, как мне что-то попало на лицо. Провел рукой — кровь. Оборачиваюсь к сидящему рядом командиру и вижу, что пуля попала ему в нижнюю часть челюсти. Он пытается что-то сделать, но падает на рычаги управления, — вспоминает ветеран. — Я был уже опытным, а второй пилот летал недавно и стушевался. Пришлось подавать ему команды. Я связался по рации с базой. Передал координаты места поля боя, чтобы вылетели на помощь.

Когда приземлились, подъехала санитарная машина, но командира (ему было всего 26 лет) спасти уже не удалось. После этого их неделю не отправляли на операции, давали прийти в себя.

Операции

Летали на уничтожение караванов. Для этого вертолетчики минировали территории. На пилоны машины подвешивали специальные контейнеры. В каждом из них находилось 28 небольших цилиндров высотой около четырех сантиметров (меньше зажигалки), наполненных специальной взрывчатой смесью.

-Мы сбрасывали их на вероятные места переходов или на тропы, по которым шли караваны моджахедов. При ударе о землю мины приводились в боевую готовность, — рассказывает о принципах минирования ветеран. —  Задев этот заряд, который был замаскирован под цвет местности, боевик или животное, перевозившее груз, получали ранение. В дальнейшем в действие вступала высаженная нами вблизи зоны минирования группа, которая уничтожала караван.

Неразорвавшиеся мины через сутки самоликвидировались, чтобы от них не могли пострадать невинные люди или животные. Эта система всегда себя оправдывала.

Десанты

 С вертолетов высаживали разные группы, в основном десантников. Несколько раз они работали со специальной группой «Эдельвейс».

— В ее состав входили только специально подготовленные к диверсионной работе офицеры и прапорщики. Они «работали» в различных точках Афганистана. Отличительной чертой их было то, что они переодевались и гримировались «под душманов», а во время операции использовали только ножи, — рассказывает Николай Витальевич. -Однажды мы переправляли отделение в составе 11 человек. Через сутки, когда прилетели их забирать, оказалось, что двое погибли.

Как рассказал Николаю командир группы, во время операции ночью они вырезали банду около 30 человек.  Их стали преследовать бандиты. Когда отрывались, попали между врагом и правительственными войсками. Во время этой перестрелки двое военнослужащих погибли.

Ракетные удары

С нами в связке работали, как правило, МИ-24 и самолеты марки «Су» и «Ан». Они завершали работу, нанося серьезные огневые и бомбовые удары.

 — Помню, мы бомбовыми ударами указали коллегам цели и ушли в «свободный поиск». В то время враг использовал самонаводящиеся ракеты с тепловой головкой, — вспоминает ветеран. —  Вдруг я увидел, что с позиции сбоку от нас запущена ракета. Сообщил командиру, который сразу начал выполнять антиракетный маневр. Нас спасло то, что барражировавший выше нас самолет сбросил специальную светящуюся бомбу, и ракета противника переключилась на нее и взорвала.

Зачистки территорий

Когда шел второй год службы, вертолет, на котором служил Н.В.Абрамов,  в составе эскадрильи участвовал в зачистке территорий, в охоте на караваны и лагеря врага.

— Мы знали, что если караванщики в черных чалмах, то  это враг, — вспоминает ветеран. — Также различали и лагеря. Моджахеды находились в цветных палатках, а простые кочевники — в юртах. У них не было денег на палатки.

Улетели не туда

Были случаи, когда вертолеты пересекали границу и попадали на территорию сопредельного государства.

—  Мы тоже «отличились». Однажды летим и по времени понимаем, что  уже в Пакистане, — вспоминает Николай Витальевич. — А тут еще с земли по нам открыли огонь. Мы соответственно ответили и сбросили мины. Немного повоевали.

 За то время, пока он был в Афганистане, а это год и полтора месяца, их вертолетный полк потерял убитыми пять человек летного состава, были и раненые.

-За время службы я встретил «за речкой»  только одного земляка — офицера  Льва Талатина, — рассказывает Николай Витальевич. — Мы с ним потом вместе служили под Одессой, встречались в Юрьевце.

 За неоднократное участие в боевых операциях летчик награжден медалью «За отвагу».

Н.В.Абрамов вернулся из Афганистана в звании старшего лейтенанта, служил в Одессе. Вскоре по рапорту перешел работать «на землю», предложили майорскую должность в батальоне и присвоили звание капитана. 

Гражданская жизнь

Демобилизовался  в 1989 году. У него более двадцати лет выслуги. Работал в Москве, получил специальность краснодеревщика. Изготовлял нестандартные изделия из ценных пород дерева. В своей квартире в Юрьевце многое сделал из дуба своими руками: двери, кровать, столы табуреты.

 28 октября — День армейской авиации. Хочется от души поздравить с праздником Николая Витальевича и всех летчиков, которые участвовали в боевых операциях.

Михаил Крайнов, фото автора

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»