Участник стройки века

Участник стройки века

6 августа исполняется 170 лет со дня создания Железнодорожных войск России. Все эти годы военные железнодорожники вносили и вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности страны и развитие её транспортной инфраструктуры. В преддверии праздника мы побеседовали с нашим земляком Дмитрием Голубевым, который проходил службу в железнодорожных войсках на строительстве БАМа и поделился воспоминаниями о трудностях службы в условиях вечной мерзлоты.

В ряды Вооруженных Сил Дмитрий был призван в 1981 г. К тому времени он уже окончил Сергеевский техникум по специальности «Техник-механик» и работал в одном из колхозов Савинского района. Призыва ждал с нетерпением, даже в военкомат ходил, беспокоился, почему это двоюродного брата призвали раньше. О том, в какие войска попадет, совсем не думал. По распределению попал в железнодорожные войска, и после полугода учебки в Нижегородской области был направлен в г. Тынду Амурской области на строительство грандиозного проекта – Байкало-Амурской магистрали, о котором, конечно, слышал, но толком ничего не знал ни о самом объекте, ни об условиях, в которых происходит его строительство.
Железнодорожные войска строили наиболее сложный участок трассы – восточный (от Тынды до Комсомольска-на-Амуре), пролегавший в самых глухих и безлюдных местах.
После нескольких месяцев службы в Тынде герой нашей заметки оказался на 124 километре станции Кудули. Здесь шли работы по расширению уже построенной ранее выемки — участка земляного полотна железной дороги, расположенного ниже уровня земли и проложенного на возвышающемся месте рельефа. Солдаты расчищали место для прокладки еще одних железнодорожных путей.
Дмитрий Павлович трудился на бульдозере Т-130 отечественного производства, отваливал в сторону грунт после взрыва. Надо сказать, что техника на БАМе, по словам Д. Голубева, по большей части была импортная, отечественных нагрузок не выдерживала. Подошвы сапог изнашивались за месяц. А вот люди выносили нечеловеческие нагрузки. Трудились в две смены по двенадцать часов. Обеденного перерыва как такового не было. Военнослужащим выдавался дополнительный паек, которым наскоро и утоляли голод. Наш герой говорит, что первый год службы оказался настолько тяжелым, что даже про свой день рождения он вспомнил только на утренней поверке. Полегче стало, лишь когда Дмитрия Павловича перевели на работу на передвижную электростанцию, обеспечивавшую электричеством всю часть.
Труднее всего военнослужащим приходилось, конечно, зимой. Самый напряженный период – два зимних месяца, когда из скалы на выемке выдавливало воду, которая текла на рельсы и сразу же там замерзала. Для обеспечения движения поездов бригада военнослужащих человек из сорока на протяжении всей ночи ломами очищала от наледи участок железнодорожных путей длиной приблизительно два километра. Валенки быстро намокали, а в кирзовых сапогах портянки примерзали к ногам, погреться было негде. Но работу выполняли. А на следующий день все повторялось снова…

Приспосабливался к жизни и работе в тайге месяца два – три. Я из простой семьи, неизбалованный, к тяжелой физической работе привычный. Да и молодые мы тогда были, ко всему относились легче в силу своего возраста, — говорит Дмитрий Павлович, вспоминая тяготы армейской службы.
Приспособились военнослужащие и к непростым климатическим условиям. Под верхним слоем грунта глубиной где-то метр – вечная мерзлота. Если требовалось производить работы по строительству на большей глубине, почву сначала отогревали с помощью костров. Зимой мороз за пятьдесят и выше. А летом жаркие дни сменяются холодными ночами, и нет никакого спасения от мошкары.
Особенно красиво в тех местах, по отзывам Дмитрия Павловича, весной – в конце апреля-начале мая, когда зацветают сопки. Но оба года службы на 9 мая обязательно наносило снега выше колена.
Леса в основном пихтовые, деревья, видимо, тоже из-за климата с узкими стволами. Обитатели лесов – животные и птицы — людей не боялись. Один из сослуживцев нашего земляка сумел, например, поймать тетерева, подъехав к тому почти вплотную на машине и оглушив лопатой. Довелось Дмитрию Голубеву повстречаться и с более опасными обитателями тайги. Как-то раз во время рабочего дня из чащи к военнослужащим выбежал медвежонок. Заинтересовавшиеся солдаты не сразу сообразили, что совсем рядом должна быть и медведица. Только когда грозная мать предстала перед ними, опомнились и, побросав орудия труда, которые в качестве средств обороны от дикого зверя вряд ли были бы эффективны, дружно побежали в часть.
Жили военнослужащие в щитовой казарме, которая отапливалась с помощью дровяного котла. Топливо, конечно, заготавливали сами. Зимой в помещении было холодно, спали в одежде. И смекалистые солдаты, несмотря на запреты командиров, подбрасывали в топку взрывчатку. Опасно, но становилось гораздо теплее.
Питание, по словам Дмитрия Павловича, было приемлемым. Хотя климатические условия на рацион, конечно, не повлиять не могли. Так, привычный всем нам хлеб воины-железнодорожники потребляли в основном в виде сухарей, а если хлеб привозили зимой, то его практически невозможно было в прямом смысле слова распилить. Картошка за время доставки замерзала так, что искры летели при ударе овощей друг о друга. Прежде чем чистить, ее приходилось оттаивать в воде. Консервы и сгущенку перед употреблением тоже размораживали. Туго приходилось, когда из-за снежных заносов временно прекращалась доставка провизии. В такие периоды длительностью до двух недель питались немазаной кашей из сечки. Летом было проще, рацион питания разнообразили ягодами и грибами, произраставшими в местных лесах в избытке. А вот попытка искупаться в местной речушке жарким летним днем оказалась неудачной. Через секунду Дмитрий вынырнул из нее, даже не коснувшись дна, настолько холодной была вода, не прогревавшаяся даже на солнцепеке…
На вопрос, не сожалеет ли герой нашей заметки о том, что довелось служить в таких тяжелых условиях, отвечает отрицательно и приводит пример молодого лейтенанта из их части, изъявившего желание воевать в Афганистане и погибшего в первый же день службы там.
Труд нашего земляка, уроженца Глазовой горы, Дмитрия Голубева был отмечен медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую ему вручили в 1983 г. незадолго до демобилизации.
По сей день не утихают споры о рентабельности и необходимости строительства Байкало-Амурской магистрали, но тот факт, что БАМ – грандиозное явление не только в отечественной, но и мировой истории, отрицать невозможно. Не имеющий аналогов железнодорожный объект, почти две трети пути которого пролегает по районам вечной мерзлоты, создан героическими усилиями простых людей — участников стройки века. Среди них и наш земляк — Дмитрий Павлович Голубев.

Надежда Лебедева,
фото автора
и с сайтов awards-ussr.ru, ural.aif.ru, pochet.ru,
muzbam.amur.muzkult.ru, russian-expeditions.ru

Читайте в № 31 от 5 августа.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Газета «Волга»