Учить самостоятельности

В этом учебном году во всех школах района введены новые образовательные стандарты  для учащихся 1 классов. Что это такое, как будут учиться дети и  как увеличится их нагрузка? Эти и другие вопросы задают себе и родители, и учителя.  Год назад Елнатская школа стала одной из 12 в Ивановской области экспериментальных площадок по введению в 1 классе новых образовательных стандартов. Как прошли это испытание первоклассники, рассказывает  заместитель директора по учебной работе Елнатской средней школы Александра Геннадьевна Кокотова.

Учить самостоятельности
В игровой комнате

-Прошёл первый год учёбы наших 15 первоклассников. Их учитель — специалист первой квалификационной категории, педагог с 30-летним стажем Кондратьева Мария Юрьевна, результатами довольна. В этом учебном году все первоклассники района уже в штатном режиме будут осваивать новые стандарты, и я думаю, что  многим будет интересен наш опыт.

Первое: мы пришли к выводу, что сущность изменений необходимо осознать. Для этого учителю предстоит прочесть много законодательных, директивных, программных документов по этому вопросу, ознакомиться с материалами сайтов, отзывами коллег, быть готовыми применять элементы новых инновационных технологий. В результате должно прийти понимание, что современный учитель — это не единственный источник знаний ученика, а тьютер (или по-русски — сопровождающий) ребёнка на долгой дороге самостоятельного извлечения знаний из обширной сокровищницы мировых достижений науки и культуры.

Основным в организации учебного процесса становится системно-деятельностный подход. Авторы новых образовательных стандартов предлагают приблизить содержание изучаемого материала к жизни, учить ребёнка видеть проблему, планировать пути её решения и риски, адекватно оценивать полученный результат, успешно применять универсальные учебные действия. И чем больше вникаешь в рекомендации по методике, тем больше убеждаешься, что всё это уже применяется в работе передовых и опытных педагогов, т.е. меняется методика, а не содержание. Наука только систематизировала наш практический опыт и обновила терминологию, но наиболее ценное для нас — дала новый вектор нашей инновационной работы: выработке у ученика потребности непрерывного самообразования, столь ценной в современном постоянно меняющемся мире.

Учить самостоятельности
М.Ю. Кондратьева со своими учениками

Только после определения методики работы по извлечению новых знаний из различных источников стоит определить, какие это будут источники, и, соответственно, оснастить ими рабочее пространство учителя. Заранее скажу — список необходимого будет большим. Но таково веление времени. Современные школьники узнают об окружающей их действительности  скорее из телевизионных передач, Интернета, периодики, научно-популярной литературы, чем от учителя. Большой популярностью пользуются обучающие диски, развивающие игры, мультимедийные средства обучения. Все эти средства должны быть в распоряжении ученика. Но это не значит, что 1 сентября мы обрушим на голову бедного первоклассника весь объем информационных источников.  Не беда, если первое время учитель ограничится мультимедийной парой: компьютером-проектором и цветным принтером. Но богатый набор дидактического раздаточного материала, наборы для исследовательских и лабораторных работ, хорошая, грамотно подобранная библиотечка и материалы для творчества — необходимое условие работы по новому стандарту.

К сожалению, по независящим от нас причинам через эксперимент в должной мере не прошла такая важная составляющая как сетевое взаимодействие, а чем шире круг участников — тем лучше. В Ёлнати  нет учреждений дополнительного образования. Но мы не замыкались в себе. Педагоги школы часто встречались с общественностью, разъясняя им суть и главные задачи обучения по новым стандартам. Вскоре у нас оказалось множество добровольных бескорыстных помощников. Это и администрации района и поселения, и церковь, и родители, и наш постоянный партнер — сельский клуб и библиотека. Наши социальные партнёры помогли нам с ремонтом и оборудованием помещений, игровой зоны, внеурочной деятельностью. С помощью учителей школы и родителей была обустроена игровая площадка для ежедневных прогулок малышей на свежем воздухе. Хорошие отношения сложились у нас с Елнатским и Михайловским детскими садами — там уже началась работа по преемственности обучения. Разъяснительная работа помогает снять напряженность  и негатив у наших родителей, дедушек и бабушек по отношению к новым стандартам и обрести для себя надёжных союзников.

Воспитание личности — краеугольный камень государственных стандартов. Только личность способна осознанно творить, созидать, быть истинным патриотом и гражданином своей страны. И тут не надо скупиться, чем больше государство вложит в своего маленького гражданина, тем больше будет от него отдача в будущем.

Организация внеурочной деятельности — самый большой подарок школе от авторов федеральных государственных стандартов.  Внеурочная деятельность   даёт возможность  на более раннем этапе выявить и развить задатки, данные ребёнку от природы. Именно в начальном звене ребёнок должен попробовать себя   в спорте и музыке, рисовании и точных науках. В нашей школе мы нашли возможность организовать для   первоклашек   изучение курса «Я познаю мир», «Риторики», «Святыни Отечества», уроков здоровья, английского языка, хорового пения, подвижных игр. Этими уроками мы обеспечили общее развитие ребенка. Грамотно составленное расписание и постоянное медико-психологическое сопровождение позволило избежать перегрузки. Дети занимались с интересом и желанием. Слезы у наших малышей появлялись только тогда, когда мамы уводили их домой из школы. Нашим детям нравится учиться, они хотят учиться и учатся с удовольствием. Если это состояние удовлетворения от процесса обучения останется у наших деток до выпускных классов, мы будем считать, что эксперимент удался.

  Подготовила Т.Терешина

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: