В больницу – на вертолете

В больницу – на вертолете
«Ансат» можно сравнить с реанимобилем класса «С», но скорость, конечно, выше.

Впервые за 30 лет в Ивановской области на системной основе начала работать санитарная авиация. С середины сентября специальный вертолет «Ансат» начал спасать жизни тех пациентов, в лечении которых дорога каждая минута. Первые 11 вылетов уже состоялись.

Час полета обходится в 197 000 рублей

Вертолет «Ансат» производства Казанского авиационного завода базируется на территории аэропорта «Иваново-Южный». По сути, вертолет – это реанимобиль класса «С», оснащенный всем необходимым оборудованием, включая аппарат ИВЛ и дефибриллятор. Вертолет не относится к областной собственности: департамент здравоохранения заключил контракт на оказание авиационных услуг, по которому исполнитель предоставляет его вместе с командой пилотов «Национальной службы санитарной авиации».

Кроме пилотов, на вызовы летает бригада медпомощи, в которую входят сотрудники областной больницы и областной станции скорой помощи. По информации депздрава, все они прошли специальное обучение и размещаются в ОКБ на базе отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи.

В задачу медиков, вылетающих на вызовы, входит не только срочная доставка пациента в медучреждение, но и оказание первой помощи на месте, стабилизация его состояния. По информации пресс-службы правительства, медики пользуются телемедициной, а также задействуют специалистов областного реанимационного консультативного центра, которые помогут определиться с диагнозом и с тем, в какое учреждение доставить пациента. Планируется, что в дальнейшем «Ансат», способный садиться на любую площадку, включая неподготовленные (даже поля), будет эвакуировать пациентов не только между больницами области, но и в федеральные клиники. На это в 2020 году областные и федеральные власти выделили 44 млн рублей: по планам чиновников, этого хватит примерно на 100 вызовов. При том, что один час вертолета в воздухе обходится в 197 000 рублей. По расчетам властей, в среднем полет по Ивановской области занимает от одного до двух часов.

В дальнейшем, по заявлению пресс-службы правительства, медики будут распределять вызовы с помощью единой диспетчерской службы. «Мы создадим центр управления кризисными ситуациями в здравоохранении. Всё будет стекаться в одну точку. Уже не будем созваниваться с каждой бригадой или главврач с главврачом, а в режиме онлайн понимать, нужна эвакуация с помощью санавиации или нет», – приводит слова директора депздрава Артура Фокина областное правительство.

Вызвать вертолет можно по WhatsApp

Сейчас действует другая схема вызова вертолета. По информации департамента, решение о перевозке сложных пациентов принимает региональный консультативный реанимационный центр. В него входят различные специалисты, в том числе узкой направленности: анестезиолог, реаниматолог, хирург, травматолог, нейрохирург. Решение оперативно принимает консилиум врачей при поступлении заявки от медицинских организаций либо оперативных служб.

Лечебному учреждению, где находится пациент, дают рекомендации по подготовке больного к транспортировке. Формируется выездная бригада медиков. В течение 30 минут с момента поступления заявки пилоты готовят воздушное судно. За это время медики добираются до вертолета… По прилете врачи стабилизируют пациента и доставляют в областной центр.

Штрих. Длительность полета определяется погодными условиями и маршрутом. В Москву, например, она составляет примерно полтора-два часа. Это в разы быстрее, чем доставка пациента автомобильным транспортом. А лишние часы на дорогу порой стоят человеку здоровья или даже жизни.

Первые вызовы уже состоялись. Вертолетом в областную больницу отправились пациенты из Кинешемской и Приволжской больниц.

Случай в Приволжске был вторым вызовом вертолета санавиации в области. По словам главврача Приволжской ЦРБ Сергея Лесных, потребовалась срочная помощь пациенту с сердечно­сосудистым заболеванием. Он почувствовал себя плохо дома. Скорая привезла его в районную больницу, и медики приняли решение отправить его в областную.

«Ранее, до появления вертолета, в таких случаях мы либо вызывали специалистов из областной, которые приезжали на своей машине, либо везли пациента сами, на машине скорой, – рассказывает Сергей Иванович. – Весь этот процесс с учетом переговоров занимал от полутора до двух с половиной часов. Теперь, по воздуху, это в разы быстрее».

Особенно важна скорость, по словам Лесных, для пациентов с острокоронарными синдромами: чем раньше такой больной попадет в медучреждение, тем больше шансов вернуть его к полноценной жизни.

Вызвать вертолет можно как по телефону, так и через популярный мессенджер WhatsApp. Для этого создан специальный чат, в который вошли представители областной больницы, регионального центра медицины катастроф, пилоты и главврачи районных больниц. В чате ежедневно появляется информация о состоянии погоды: годится ли она для вертолета. Туда же поступают заявки на перевозку экстренных пациентов и там же решаются вопросы, связанные с организацией, оформлением документов.

В Москву – за полтора часа

С момента запуска санавиации и до понедельника, 12 октября, вертолет совершил 11 вылетов. «Это меньше, чем планировалось, – рассказал «ИГ» директор территориального центра медицины катастроф Сергей Базанов. – Мы планировали летать каждый день и до конца года сделать 100 вылетов».

В один из дней вылетов было два. Один раз вертолет слетал в Москву: за 1 час 30 минут он доставил пациента на срочную операцию в Центр сердечно­сосудистой хирургии имени Бакулева. Постепенно география полетов расширяется: вертолет уже забирал пациентов из Пучежа, трижды из Кинешмы, дважды из Тейкова, один раз из Фурманова. Один вылет из-за нелетной погоды не состоялся, и больного пришлось доставлять в столицу на автомобиле.

По словам Базанова, вертолет может приземлиться на любую поверхность: главное, чтобы не мешали провода, строения и коммуникации. «Площадка должна быть минимум 15 на 15 метров, а лучше – 33 на 33, в идеале – 50 на 50, – рассуждает Сергей Владимирович. – У некоторых больниц такие площадки есть, они их приводят в порядок. В Тейкове, где площадки нет, пилоты хотели сесть прямо на центральную площадь, но мешали провода, и сели на стадион. Думаю, в других городах тоже будем использовать стадионы».В больницу – на вертолетеВертолет может садиться на любую поверхность, даже на поле.

В ближайших планах – привести в соответствие с нормами площадку у областной больницы; установить там светосигнальный комплекс, чтобы можно было летать даже в темное время суток. Нужна площадка и у детской областной: две эти больницы являются ключевыми, и большинство пациентов вертолет привозит именно туда.

«По моему опыту, ситуаций, когда пациенту требуется срочная помощь, бывает довольно много, иногда несколько в день, и здесь помощь вертолета бывает особенно важна, – рассказал «ИГ» главврач Кинешемской больницы Сергей Аминодов. – В Кинешме больница большая, у нас много специалистов, но даже нам часто требуется поддержка и консультация коллег».

По его словам, особенно важно, что на вызов и в Кинешму, и в удаленные филиалы больницы – в Заволжск или Юрьевец – вылетает бригада тех узких специалистов, помощь которых требуется конкретному пациенту. Они моментально начинают лечение и одновременно транспортируют больного в медучреждение. «Пока мы не имеем опыта эвакуации из отдаленных районов. Но важно, что такая возможность есть», – говорит Аминодов.

По информации депздрава, санитарная авиация на постоянной основе в Ивановской области не действовала 30 лет. Среди причин – отсутствие необходимого количества бортов гражданской авиации и недостаточность финансирования. Сейчас есть целевые программы по развитию первичной медико-санитарной помощи, которые позволяют оплачивать такие услуги. Чиновники считают, что одного воздушного судна пока достаточно для оказания медпомощи и в ближайшее время увеличение транспорта не планируется.

Справка. «Ансат» (в переводе с татарского – «несложный, простой») – российский легкий многоцелевой вертолет на 7-9 мест. Эту машину разработало конструкторское бюро «Казанского вертолетного завода». Вертолет может перевозить в кабине 1300 килограммов груза. Первый его прототип был собран в мае 1997 года, спустя два года состоялся первый полет.

«Ансат» построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. У него два газотурбинных двигателя, двойное хвостовое оперение и просторная грузопассажирская кабина, которую можно использовать с разными целями: доставлять грузы, перевозить пассажиров, проводить поисково-спасательные операции, патрулирование, оказывать экстренную медицинскую помощь…

В 2015 году «Ансат» сертифицировали для применения с медицинским модулем. Он может эксплуатироваться при температуре от -­45 до +50 градусов Цельсия и работать в горной местности на высотах до 3500 метров.

Ксения КАБАНОВА

Фото — Дмитрий РЫЖАКОВ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»