В духовности наше богатсво

В средней школе села Елнать прошёл семинар по духовно-нравственному воспитанию подростков, на который были приглашены учителя школ района, преподаватели ЮСХК, представители районного отдела образования, руководители патриотических объединений, духовенство.

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Основными целями семинара были обеспечение ценностно-смысловой определенности духовно-нравственного развития и воспитания подростков и объединение усилий всех заинтересованных сторон по развитию и воспитанию молодежи на основе традиций православной культуры.

Открыла семинар директор школы Е.А.Морева, которая обратилась с приветственным словом к собравшимся. Она рассказала о тех негативных явлениях в подростковой среде, которые встречаются в наше время, о том, как духовно-нравственное воспитание поможет молодым людям не поддаваться этим факторам.

О целях и задачах духовно-нравственного воспитания участникам семинара рассказал настоятель храма Воскресенья Христова села Елнать протоиерей М.П.Верещак. Он сам преподает в сельской школе курс «Святыни Отечества» по учебнику, разработанному Н.Е.Салтыковой, который является обобщением её опыта по преподаванию курса. Отец Максим знает о тех трудностях, с которыми сталкиваются подростки в переходном возрасте, и уверен, что церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших русское общество.

Педагог-организатор Елнатской средней школы Т.В.Трофимова, которая ведёт в школе «Уроки здоровья» и занятия по психофизической тренировке, выступила с презентацией «Психофизиологические особенности подросткового возраста». Она рассказала, что очень многие моменты ребенок переживает в одиночку, не посвящая в них окружающих либо делясь только с очень близкими друзьями. Между тем, проблемы, с которыми сталкиваются подростки, носят зачастую отнюдь не детский характер и требуют немедленного решения. У подростков в 14-18 лет происходит перестройка эмоциональной сферы, начинают проявляться чувства любви, дружбы, подросток в этом возрасте ещё недостаточно осознаёт последствия своих поступков, и ему, как никогда, необходима помощь окружающих. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нём закладываются основы, и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

На переходном возрасте подросток формируется как личность, у него возникает много вопросов, много новых проблем, которые ему бывает трудно решить. С презентацией «Формирование осознанного отношения к себе как к личности» выступила заместитель директора Елнатской школы по УВР А.Г.Кокотова. Она сообщила, что работая в системе, в которую входят семья, школа, учреждения дополнительного образования, СМИ и церковь, необходимо добиваться самой главной цели — воспитания всесторонне развитого о социально зрелого гражданина своей страны. А это возможно лишь тогда, когда подросток осознает, что эта цель для него станет личностно значимой, и необходимо прилагать все возможные усилия, чтобы это было именно так.

Кто такой гражданин? С этого вопроса своё выступление под названием «Формирование гражданской позиции подростка» начала А.Н.Алексеева — учитель истории, обществознания и краеведения Ёлнатской средней школы. Она рассказала об основных чертах идеального гражданина общества, к которому, как к образцу, должны стремиться подростки. И осознание подростком себя как гражданина прививает ему чувство ответственности за свои поступки.

В заключительной части семинара с презентацией «Формирование потребности и способности к самореализации» выступила учитель русского языка и литературы, победитель муниципального тура конкурса «Учитель года» З.В.Анкудинова. Этот вопрос очень остро стоит в подростковом возрасте, так как желание самовыражения и самореализации присуще всей молодежи. Подростковый образ — это период формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры. Следовательно, любое творческое задание не должно быть разовым. Одно из самых больших желаний подростков — быть уникальными. Поэтому они так часто выбирают нетрадиционные хобби или увлечения.

После представленных выступлений участники семинара разделились на три секции и приступили к практической части семинара, где на каждой секции велась активная работа.

В заключительной части семинара собравшиеся подвели итоги работы секций и составили примерный план работы по духовно-нравственному воспитанию подростков на 2 года обучения для 10-11 классов.

Г. Идрисов, фото автора

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»