Воспитываем патриотов

История МБУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина – отображение истории всей нашей страны. Созданная в 1899 году как женская прогимназия им. А.С. Пушкина, школа прошла весь сложный путь советской и постсоветской эпохи. Традиции нравственного и патриотического воспитания, заложенные педагогами прогимназии, развивались и продолжают развиваться сегодня. О том, как это осуществляется на деле, рассказывает директор данного учебного заведения З.Л.Груздева.

Воспитываем патриотов
Почетный караул у памятника

– Воспитательная программа “Мы – Россияне”, по которой педагогический коллектив школы работает третий год, дает обогащение содержания общего образования, усиливает его социально-педагогическую функцию, обеспечивает условия для развития творческой одаренности детей, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Программа включает в себя несколько направлений: “Ученик – патриот и гражданин”, “Ученик и его интеллектуальные возможности”, “Ученик и его здоровье”, “Ученик и его семья”, “Общение и досуг ученика”.

Развитие общественной активности учащихся, воспитание в них преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости, воспитание патриотизма, гражданской ответственности в соответствии с героическими традициями старших поколений – главная задача направления “Ученик – патриот и гражданин”. Эти задачи также решаются через реализацию плана подпрограмм “Патриот” и “Моя малая родина”, плана творческой деятельности учащихся 1 – 11 классов, планов классных руководителей по патриотическому воспитанию учащихся.

Центром нравственно-патриотического воспитания в нашей школе является школьный музей “История школы” (руководитель К.Г. Кузюкина), который в прошлом учебном году отметил своё 36-летие. Его работа строится в соответствии с программой “Мы – Юрьевчане”, главная цель которой – создание и развитие деятельности школьного музея, способной формировать патриотические чувства учащихся.

Работа, начатая в школе ещё в 60-х годах прошлого века, продолжается до настоящего времени. Два альбома “Книга Памяти”, два альбома “Книга Славы” с фотографиями и документами об учителях и выпускниках школы – участниках Великой Отечественной войны. Альбом “Письма с фронта” – письма учителей и учеников используются при проведении экскурсий, уроков мужества, на уроках исторического и литературного краеведения, при написании сочинений и конкурсных работ.

Воспитываем патриотовПрикосновение к подвигу проходит через Уроки мужества: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми войны и участниками событий в «горячих точках».

Большой интерес вызывают у учащихся уроки, посвященные выпускникам школы, погибшим в Чечне (Д.Кирсанов, В.Пантелеев). Им посвящена экспозиция “Я – солдат” и альбомы об их жизни. На встречу с учениками приглашаются родители солдат.

Сегодня мы можем сказать, что такие встречи способствуют формированию не только патриотических и гражданских качеств, но и чувства сопричастности к истории своей школы, города, гордости за Родину.

И как результат: 153 выпускника выбрали своей профессией ратную службу, обучаясь в военных училищах, стали офицерами. Это о них оформлен альбом “Самая почётная профессия – защищать Родину”.

Ребята и педагоги активно участвуют в областных конкурсах: краеведческие чтения (неоднократные лауреаты первой степени) и конкурсе экспозиционно-выставочных комплексов (проходит с 2009г.). Были представлены комплексы “Великая Отечественная война в экспозициях школьных музеев”, тема: “История госпиталя № 3843 в средней школе №1”. Выдающиеся педагоги Ивановского края – “Педагог, которым гордится город” (А.С.Никитина). “Выдающиеся земляки, подавшие пример патриотического служения Отечеству”: Б.И.Ласточкин – участник боев на Халкин-Голе; Дмитрий Удальчиков – защитник Москвы; Николай Соболев, награжден орденом Мужества в мирное время.

Все комплексы получили высокую оценку жюри – лауреаты первой степени. Большая подготовка к конкурсам развивает активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, оформления и пропаганды материала (проведение экскурсий).

Воспитываем патриотовЕжегодно (с 1999 г.) наши ученики принимают участие в поисковой экспедиции “Долина”. Они входят в состав районного поискового отряда “Родник” под руководством педагога дополнительного образования ДЮЦа А.М.Липина.

В мае 2012 г. на базе музея совместно с районной организацией ветеранов войны и труда под председательством Г.П.Шишкина прошёл семинар на тему “Школьный музей – центр нравственно-патриотического воспитания школьников”, где и выступил один из представителей отряда “Родник”.

В феврале школа принимает участие в традиционном ежегодном военно-патриотическом месячнике и в Вахте Памяти, которая проходит в мае. В рамках операции “Забота” ребята оказывают посильную помощь ветеранам- педагогам, возлагают цветы и несут почетный караул у школьного обелиска и на братской могиле городского кладбища. Младшие школьники участвуют в районной военно-патриотической игре “Зарница”, а старшеклассники – в праздничном шествии к обелиску Славы 9 Мая.

В период летней оздоровительной кампании ребята ЛДП “Солнышко” принимают участие в траурном митинге, посвященном Дню памяти и скорби, у обелиска Славы. Они возлагают цветы к школьному обелиску и во время бесед вспоминают о событиях того дня.

Интересны и коллективные творческие дела, выполняемые учащимися и их родителями: “Семейный альбом” (фотографии военных лет, история семьи), “Моя родословная”, “Моя семья в истории России”.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию школа широко взаимодействует с архивами района и области, районным отделом по информационной и молодёжной политике, советом ветеранов, районным военным комиссариатом, отделом образования, ГДК, городской библиотекой, музеями города, ДЮЦом, КЮМом. Ребята, занимающиеся в военно-патриотическом объединении “Каскад”, являются постоянными участниками районных торжественных мероприятий.

В течение нескольких лет в школе разработана и реализуется программа “Пушкина немеркнущее слово”. Это связано и с именем А.С.Пушкина, которое носит школа, с изучением творчества поэта и, конечно, с продолжением гимназических традиций. Конкурсы чтецов- декламаторов, сочинений, стихотворений, рисунков. Популярностью пользуется конкурс “Пушкин на школьной сцене”. Все эти мероприятия не только воспитывают любовь и интерес к творчеству поэта, но и воздействуют на воспитание личности силой художественного слова. Это любовь к истории: “Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам”, воспитание любви к родной природе и родному краю.

Несмотря на условия, в которых находится школа в данный момент, с поставленными задачами по патриотическому воспитанию учащихся мы справляемся.

На снимках: на мероприятиях патриотической направленности.

М. Крайнов

 

Оцените статью
Газета «Волга»