Встреча через полвека. Продолжение

классОказавшись в родных стенах, солидные, взрослые люди превратились в мальчишек и девчонок, которые бегали здесь давным-давно. Они нашли самые потаенные местечки в школе, где, возможно, проходили их первые свидания, лестницы, на которых встречались, нашли места, где располагались их большие (на 20 человек) спальни. Во дворе школы все устремились к дубу, который сажали когда-то сами. «Вот он, наш дуб!» — здоровались они с огромным деревом, выросшим за эти годы. Они обняли его, постояли, помолчали. А в здании школы они отыскали огромный фикус, который запомнили с детства. Оказывается, ребята помнят всё до мелочей.

Когда они вошли в столовую, то по-особому вспомнили повара Августу Петровну, которая на протяжении всего времени обучения в интернате готовила и кормила их изо дня в день. С каждым шагом по школе выплывали из памяти новые воспоминания, новые имена людей, в той или иной степени прикоснувшиеся к их судьбам. Лидия Васильевна Зайцева, Сергей Александрович Разумов, Лариса Георгиевна Жарычева, Тамара Васильевна Высоцкая, Тамара Васильевна Косолапкина, Анатолий Алексеевич Георгиев, Зинаида Георгиевна Шмонова, Лидия Борисовна Молева — вот те, кто дал ребятам путевку в жизнь, и они незримо присутствовали в это время со своими учениками.

Новые воспоминания всплыли из далеких лет. После окончания учебного года длинная колонна интернатовцев под звуки духового оркестра направляется в порт для поездки за Волгу на «СП — 1» встречать праздник «Здравствуй, лето!». Вспомнили ежегодный праздник урожая (у интерната был большой пришкольный участок и большой фруктовый сад), ежемесячное чествование воспитанников, родившихся в одном месяце. Виновникам торжества пекли вкусный пирог, накрывали праздничный стол и устраивали чаепитие. Так складывались традиции школы-интерната, запомнившиеся на всю жизнь.

Галина Васильевна Макарова, которая сама 44 года отработала учителем начальных классов, награждена многими грамотами, получила звание «Учитель высшей категории», вспоминая годы, проведенные в интернате, отметила, как внимательно, по-матерински относились к ним все члены педагогического коллектива школы. «И всё лучшее, что у меня есть, идет оттуда, — сказала она, — с уроков первой учительницы Михайловской начальной школы Веры Ивановны Мусатовой, которая работала под девизом «Школа — дом радости»; с уроков и различных занятий педколлектива школы-интерната. Вероятно, я стала учителем под влиянием этих людей, через требовательные и добрые руки которых прошла сама. Благодарю весь коллектив школы-интерната за то, что он открыл нам дорогу в будущее, сформировал нас, научил многому, что так необходимо в жизни».

Очень приятно, что воспитанница интерната стала нашей коллегой. Успехов и творческих удач в будущем пожелали Галине Васильевне педагоги, которые учили ее когда-то.

«Как у всех собравшихся сегодня, у меня тоже было трудное детство, — поделилась своими воспоминаниями Муза Николаевна Бляблина. — У нас с мамой не было своего жилья, жилось тяжело. После окончания интерната надо было скорей устроиться на работу, чтобы купить маме дом. Школа-интернат научила нас трудиться, дружить, преодолевать горечь неудач, добиваться поставленной цели. В жизни пришлось «помыкаться», но все пережито. У меня хорошая семья, замечательные дети, прекрасный муж, всё у меня нормально, живем в Москве.

Мы не чувствовали себя обделенными и по-настоящему оценили это, когда стали сами родителями. Не только знания, но и умение быть людьми, достойно несущими по жизни гордое звание Человека, воспитал в нас педагогический коллектив школы. Огромная благодарность всем тем, кто принял участие в наших судьбах. Годы, проведенные в интернате, запомнились на всю жизнь».

Коля Ланцов приехал на встречу с друзьями и с баяном, а его жена-певунья была заводилой за столом. Мы пели, танцевали, а воспоминаниям не было конца. Свободно и легко чувствовал себя каждый в дружной семье собравшихся. Любуясь своими бывшими учениками, учителя поняли, что выросшее в интернате поколение надежных, честных, отвечающих за данное ими слово, это — наша гордость, наше продолжение. Вот они какие — наши интернатовцы! Встреча во всех всколыхнула пережитое, порой уже забытое, еще раз напомнила, что «не забывается такое никогда!» Трогательным было прощание учителей и учеников. Когда вновь зашла речь о детских годах, то даже мужчины не смогли сдержать своих чувств. Перехваченными от волнения голосами, с подступившим комком в горле, произносили идущие от души слова благодарности, а в глазах сложившихся, самодостаточных людей сквозила печаль за обиженное когда-то детство.

Очевидно, душевные царапины и ссадины, полученные в детстве, иногда напоминают о себе. Своим справедливым, требовательным, ласковым, по-родительски заботливым отношением приходилось лечить травмированные души воспитанников ежедневно в течение всего пребывания в интернате членам всего коллектива, каждый старался удалить, стереть из ранимых душ обиды, нанесенные им судьбой. А мы были тогда такими молодыми, многие только начинали педагогическую деятельность в интернате, поэтому наши воспитанники учили и воспитывали нас, не зная об этом. Колоссальному терпению, настойчивости, постоянной ответственности за жизнь детей, родительской мягкости приходилось учиться на ходу.

Справедливость, такт, разумная требовательность — ребята чувствовали это сразу. Процесс воспитания был двусторонним. Незабываемая встреча напомнила строки поэта Андрея Дементьева: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Спасибо вам, дорогие ребята, что вы оправдали наши надежды, по достоинству оценили наш труд, ни в чем не подвели нас, что продолжаете достойно шагать по жизни.

Подготовила Т. Терешина

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»