«Всё, чем они жил и дышал»

Продолжение. Начало

В 80-х годах Александр Павлович и Людмила Николаевна летом часто приезжали к нам в гости в юрьевецкий дом. Николай Павлович, мой дедушка, обычно считал дни до приезда старшего брата. Едва только эта чета переступала порог, дом сразу наполнялся радостной суетой. Александр Павлович был благостен, улыбчив и немногословен, а Людмила Николаевна — восторженно весела и радостна. Помню, как я, маленькая, прибегаю в дом, где все собираются к обеду, и ставлю на стол букет полевых цветов, собранных на Пушкарихе. «Саша!.. Посмотри, посмотри, какая прелесть! Ты должен, должен это написать!..», — восклицает Людмила Николаевна, всплескивая руками. Александр Павлович улыбается. Свою нежность и восхищение супругой он выразил в ее портретах, один из которых («Портрет жены») я помню по каталогу одной из его выставок, проходившей в Иркутске. Еще в детстве, листая каталог, я была поражена точностью, с которой художник передал эмоциональный характер Людмилы Николаевны и одновременно выразил в этом портрете свое нежное, трепетное отношение к ней. Это одно из самых трогательных признаний в любви к женщине.

Думаю, что в понимании Александра Павловича любовь всегда была, прежде всего, действием. Не важно, что человек чувствует или говорит, важнее то, что он делает. Из любви к искусству он уехал учиться из родных мест, из любви к Родине оставил живопись и ушел воевать на фронтах Великой Отечественной. Уже будучи признанным мастером, чьи произведения высоко ценились, А.П. Крылов преподнес в дар родному городу более 100 своих картин. В Юрьевецком краеведческом музее говорят, что безвозмездная передача такого собрания является абсолютно уникальным случаем в истории города. Такая любовь-действие может послужить примером для тех, кто живет в Юрьевце, тех, кто уехал из него, а также для тех, кто любит бывать там в гостях. Сейчас модно объясняться в любви к Юрьевцу и сожалеть о его нынешнем состоянии. Но что толку от пустых слов, когда можно сделать хоть что-то, что в твоих силах?

К слову, картины, преподнесенные в дар Юрьевцу, не были единичным случаем, когда Александр Павлович бескорыстно работал на общее благо: он не раз принимал участие в мероприятиях, которые сейчас назвали бы благотворительными акциями. Так, в 1978 году в Иркутске состоялась выставка «Иркутские художники — делу охраны памятников истории и культуры», где среди прочих работ были представлены картины А.П. Крылова и его товарищей-художников. Средства, вырученные от продажи работ, были направлены на восстановление памятников истории, архитектуры, археологии, монументального искусства Иркутской области. И это — тоже выражение любви к Родине, к ее истории, проявленное не на словах, а на деле.

К сожалению, большую часть картин А.П. Крылова в его родном городе не удалось сохранить. Это отдельная печальная история, которую, возможно, потом тоже стоит рассказать. Но память об Александре Павловиче и его творчестве хранят другие музеи и частные коллекции в России и других странах. Его мастерство, которое он передал своим ученикам, продолжает жить и развиваться.

Сейчас при входе в Юрьевецкий краеведческий музей можно увидеть картину моего дедушки — Николая Павловича Крылова, младшего брата А.П. Крылова. Николай Павлович в свое время получил техническое образование, однако природная склонность взяла свое, и он тоже встал на путь художественного творчества.

Сегодня в Юрьевце для одаренных детей открыта возможность развивать свои творческие способности — более 50 лет назад открылась и до наших дней успешно действует Юрьевецкая детская школа искусств. Благодаря другому моему дяде — Александру Валентиновичу Фотеичеву — основателю и первому директору этой школы, ее преподавателям многие маленькие юрьевчане смогли раскрыть свой талант, приобщились к искусству, научились ценить его. Многие выбрали творческие профессии и нашли свое призвание.

Природа таланта — всегда тайна. Живописность юрьевецких гор и оврагов, величественная панорама Волги, силуэты старинных церквей, деревянные домики с резными наличниками — все это является благодатной почвой для пробуждения чувства прекрасного с самого рождения. Волшебное по своей красоте цветение садов весной, буйство зелени летом, невероятные краски осени и завораживающий покой города, дремлющего в снегу длинными зимами, способны оставить в душе человека впечатление, которое он будет бережно хранить всю жизнь. Думаю, Александр Павлович мог бы дать напутствие всем, кто начинает свой путь в искусстве, да и всем тем, кто ищет свое предназначение и хочет прожить счастливую, полную жизнь: следуйте за вдохновением, слушайте зов своего сердца, трудитесь и будьте верны самим себе. Остальное придет само собой.

Подготовила Т. Михайлова

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»