
Как-то на одном из бизнес-тренингов наш преподаватель сказал: «У каждого свой движок!»
Событие происходило довольно давно, но обсудить основы мотивации каждого человека, что движет им, я решила с учениками 9-х классов Юрьевецкой средней школы на профориентационных уроках, которые прошли 15 января.
Девятиклассники и их родители сталкиваются со сложной проблемой выбора — продолжить обучение в 10-м классе или пойти в колледж, получить профессию и иметь возможность наряду с обучением зарабатывать деньги… Если идти в 10 класс, а потом в 11-й, то что дальше? А если идти в колледж, то какой выбрать? В своем городе или уехать?
Плюсы и минусы при любом выборе будут всегда, исходить прежде всего нужно из личной мотивации, своего «движка».
Как правило, тестированием сотрудников занимаются кадровые службы при приеме на работу уже взрослых людей. Мы с ребятами рассмотрели основные мотивы-двигатели поступков для того, чтобы школьники как взрослые смогли поразмышлять о том, как свое желание или нежелание что-то делать трансформировать в результат.
Ведущих мотивов несколько, они определяются с помощью теста. С ребятами мы просто обсудили эту тему, без тестирования.
- Мотив вознаграждения — «я работаю ради денег и других благ». Этот мотив единственный, который является «плавающим». Он зависит от того, насколько вы нуждаетесь в денежных ресурсах. Этот мотив является очень важным и основным для взрослых людей, родителей, на иждивении которых находятся дети. Но есть люди, у которых данный мотив изначально является основным.
- Социальный мотив — «вам важно одобрение руководства/учителя и коллектива». Очень часто с данным видом мотивации сталкиваются «нелюбимые» дети, которые даже будучи взрослыми ищут одобрения у своих родителей, доказывая им, что они хорошие, и очень много достигли в жизни. Им важен «значимый взрослый».
- Процессный мотив — «вы трудитесь ради удовольствия от самого процесса работы». Среди преподавателей, врачей, учителей, журналистов, ученых много представителей с данным мотивом. Этим людям нравится испытывать вдохновение, радость от работы, чувствовать, что усилия их трудов проявятся и дадут плоды в будущем.
- Мотив достижения — «вы стремитесь к самоутверждению и самореализации». Яркими представителями этого вида мотивации являются спортсмены. Им важно занять первое место, быть лучшим, второе место их не устраивает.
- Идейный мотив — «вам важно достижение высоких целей». Ярких представителей данного мотива можно найти среди героев-революционеров, священнослужителей. Эти люди могут отказаться от высокооплачиваемой работы из-за несоответствия этого вида деятельности своим убеждениям.
Девятиклассники уже этой весной будут принимать решение, где и как учиться дальше, какую профессию выбрать. Важно, чтобы они постарались соотнести свое решение со своими личными устремлениями, своим основным мотивом.
Батуева И.А., старший преподаватель кафедры финансов устойчивого развития, РЭУ им. Г.В. Плеханова.