За дорогой село небольшое

За дорогой село небольшоеМы продолжаем знакомиться сами и знакомить вас, уважаемые читатели, с малыми населенными пунктами нашего района. Сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ о селе Задорожье.

Это местечко я посещала, когда мне было примерно лет пять. В памяти осталось кладбище у большой церкви и тропинка, ведущая к речке, из которой мы с бабушкой брали воду для цветов. Этот овражек стоит у меня перед глазами и сейчас, а вот могилы прабабушки Прасковьи и прадедушки Кузьмы так и не нашла. То, как называется местечко, я тогда, естественно, не запомнила, но бабушка часто говорила, что нужно съездить к Покрову. Долгое время, а точнее до того момента, как стала работать в редакции, я думала, что оно называется Покров. Все оказалось совсем иначе.

По рассказам Ольги Голубевой, которая поделилась своими мыслями о селе, я узнала, что название Задорожье произошло скорее всего от того, что село находилось за дорогой.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы

Украшение любого села — это церковь, она раньше являлась центром жизни в глубинке. Ольга Юрьевна рассказала, что коренной житель деревни Андрониха Павел Константинович Голубев утверждал, что церковь Покрова Пресвятой Богородицы была перенесена из их деревни. А стояла она в Андронихе на Ивановой горе, как раз в том месте, где речка Эльма делает свой поворот на 90 градусов. Причин переноса мужчина не знал, но доказательством того, что церковь действительно находилась на Ивановой горе, послужило то, что при сооружении хозяйственных построек на этом месте люди натыкались на захоронения. Постройка церкви Покрова Пресвятой Богородицы датируется 1410 годом. Сначала она была выполнена из дерева и перенесена в Задорожье деревянной. Позже перестраивалась и ремонтировалась несколько раз. А в 1830 году стала каменной. В отличие от других храмов района никогда не закрывалась. По рассказам дочери жительницы села Задорожье Надежды Константиновны Кирсановой, во время советской власти, когда все церкви подлежали закрытию, а священнослужители зачастую попадали в тюрьмы, задорожская церковь выстояла во многом благодаря монашке Евдокии Маряхиной, которая не побоялась угроз и впоследствии, отсидев месяц в тюрьме, так и не отдала ключи от церкви. В то время в церкви служил отец Феофан.

Священник Феофан Сергеевич Груздев, закончив Костромскую духовную семинарию, поступил на службу в село Задорожье, женившись на дочери умершего Ивана Виноградова — Евгении. Детей у них было пятеро.

Старшая Серафима умерла от чахотки в юношеском возрасте. Елизавета по окончании гимназии вышла замуж за учителя и работала с ним в одной школе. После смерти мужа, будучи на пенсии, переехала в родительский дом. На тот момент в доме жили две глухонемые старушки — бывшие их работницы. Когда последняя из них умерла, Елизавета продала дом и переехала в Юрьевец к сестре.

Виталий, третий сын Груздевых, закончил духовное училище и Костромскую духовную семинарию и поступил на медицинский факультет Казанского университета, который успешно закончил через четыре года. Затем поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию, защитил кандидатскую диссертацию и работал в академии.

Вячеслав закончил Ленинградский медицинский институт, защитил кандидатскую диссертацию и остался работать там врачом.

Нина окончила Юрьевецкую гимназию в 1916 году и стала работать учительницей в деревне Долматово (затоплена). В 1921 году поступила в Казанский сельхозинститут. По его окончании пришла работать преподавателем химии в сельскохозяйственный техникум.

Святые отцы села

Вообще, жители села на редкость много помнят. Вот и сейчас Валентина Ивановна Голубева вспомнила всех батюшек, служивших в храме. В ее детстве службы вел отец Даниил, потом его сменил отец Андрей Макоев, который жил здесь довольно долго. Затем пришел отец Василий. В семидесятые годы церковь возглавлял 82-летний священник по фамилии Борисоглебский, затем монах Николай Зайнутдинов, который служил недолго. Высокий, статный Андрей Белорусец был прислан на место Зайнутдинова вместе с семьей.  Валентина Ивановна помнит его двух дочек и жену Ирину. Священникам в ту пору жилось совсем несладко, их притесняли, унижали, а батюшка любил правду, вот и осталась церковь снова без священника. Выслали их из села.

В один прекрасный день в Задорожье вновь появляется семья — Петр Коник, молодой, высокий, а также его жена Надежда и двухгодовалая дочка Кристина, которые пришлись по душе прихожанам. Отец Петр часто бывал в сельсовете, много разговаривал, объяснял, но и он, несмотря на всеобщую любовь, не прижился — покинул село, и о его дальнейшей судьбе никто не знает. Батюшка Илья был последним, кто взял на себя этот крест. Истосковавшееся по службам село приняло его и больше не отпустило.

Колодец
Колодец напротив церкви повидал многое на своем веку

Деревеньки на каждом шагу

Приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы был большим, все население близлежащих деревень в воскресенье заполняло церковь. Молились от души, о дожде в засуху, об отведении беды в трудные годы, о здоровье живущих и Небесном Царствии для почивших. Здесь же отпевали и венчались (даже во время советской власти тайком, вечером или рано по утру). Народ тянулся к Вере. Шли все — и стар, и млад. Дома оставались только немощные. Спешили и из самой отдаленной деревни — той, где берет свое начало река Эльма — Починок, которая в свою очередь делилась на три деревеньки: Старые и Новые Починки и Непрово. От Починок чуть поодаль стояло ЗадорожьеЛукшино — довольно большая деревня, в ней даже некоторое время была школа. Далее деревня с красивым названием Татьяниха, где располагался склад. Жители называли его магазеей — это было большое здание, где хранилось зерно. Здесь же стояла ветряная мельница, хозяином был Егор Калинин. К дяде Егору посылали детей с котомками зерна. Они сбивались в гурьбу и бежали берегом реки до мельницы, где их уже поджидал добродушный мельник. Напротив, через речку, была деревня Хутор всего в три дома, рядом Родиониха. Она отличалась от остальных деревень тем, что в ней была часовенка. Дети любили посещать ее, босоногие и полуголодные, они стояли перед иконой и смотрели на ее светлый лик. Время замирало, только кузнечики трещали в высокой траве. Выйти из забытья помогал ветер, и вот уже детские пятки сверкали на пыльной дороге по направлению к деревне Дудиха, напротив нее стояли Печищи. Это немного страшное название усугублялось тем, что жителей в деревне не было, там стоял кирпичный завод, построенный в земле. Детвора часто помогала в производстве кирпича, поднося тяжелую глину.

Дальше шла большая деревня Истомиха, ее украшением был большой богатый дом Батуева. Плешковиха существует и по сей день, она располагается как раз напротив церкви через дорогу. В былое время в ней жил сапожник. Он обшивал и чинил сапоги для всех деревень. Через овраг располагалась Мильковиха, где родилась Валентина Ивановна Голубева, далее шла деревня Холмы. Сюда же относились и Андрониха, Казаковка, Гарь, Горшиха, Чеченево, Бор, Гоношилиха, Иваньково, Стрелка, Тишино, Понькино (где впоследствии в доме раскулаченных Копытовых была расположена школа), Соболиха, Слободиниха, Холмы, Худяково, Новоселки, Онишино. Некогда стоявшие деревни в зоне затопления Астафьево и Долматово также принадлежали к Задорожскому приходу, а после затопления переселились в близлежащие деревни.

ЗадорожьеСоветское время

Задорожье был центром всех этих деревень. В селе имелся медпункт, сельсовет, библиотека, магазин, клуб с простонародным названием «читалка». Изба-читальня появилась в селе предположительно в начале 30-х годов. В этом здании учили писать и читать безграмотных колхозников, организовывали досуг молодежи. Однако систематических занятий не было, и обучение проходило в редкие свободные минуты. Молодежь собиралась в «читалке» по воскресеньям, приходили даже из отдаленных деревень Бор, Жуковка, Дорки. Гулянья не обходились без гармонистов, которых в этой стороне было много. Это и Дмитрий Петров (Понькино), Сергей Оболочков (Бор), который считался одним из лучших гармонистов округи и был самым желанным гостем на свадьбах, Виталий Роганов (Истомиха), Павел Баландин (Лукшино), Павлин Волков (Чеченево), Валерий Новожилов (Иваньково), Борис Баков (Андрониха), Николай Сироткин (Щекотиха) и многие другие. Гармонисты были практически в каждой деревне.  Под гармонь и балалайку пели частушки, в которых отражались недостатки колхозной жизни.

А как пели птицы на утренней зорьке, им вторила быстротечная Эльма (которая сейчас совсем обмелела), люди, собираясь в поле на сенокос, полусонные шагали по траве, мокрые от росы по пояс. Коровы оглашали округу зычным мычанием — все просыпалось. Начинался новый день. И только кресты у церкви напоминали, как хрупка и скоротечна жизнь человеческая.

В Задорожье осталась душа

Хрупкой оказалась и жизнь самого села. Росчерком пера одного из чиновников Задорожье стало рядовой деревенькой, а центр перенесли в строящуюся Щекотиху. Так закончилась история населенного пункта как политического центра и началась история духовного, ведь церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует и по сей день, собирая немало прихожан. Сейчас там не встретишь людей на улице, разве что в воскресенье, после молитвы, которую служит все тот же батюшка Илья. Покой, размеренность, умиротворение царят в этом местечке, и даже поверить трудно, что несколько лет назад здесь кипела жизнь, проводились демонстрации, у церкви проходили гулянья. Сейчас все иначе и, может быть, все стало так, как надо. Люди приходят сюда, чтобы помолиться и собраться с мыслями, навестить ушедших родственников и спросить совета у батюшки.

Алла Шестакова, фото автора

Дорогие земляки! Кто хочет поделиться историей своей малой родины, пишите нам в редакцию по почте или на электронную почту.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»