Вся его жизнь — в движении

Пятнадцатого ноября исполняется 40 дней со дня смерти хорошего человека, учителя и талантливого мастера Владимира Федоровича Парфенова. 

Не одна сотня людей, сидящих за рулем, сразу вспомнили и представили сейчас этого скромного среднего роста мужчину. А я помню, как удивилась, увидев в Георгиевском зале на выставке макеты юрьевецких церквей и пароходов, выполненные его руками. Эта точность и аккуратность, четкое соблюдение пропорций, и в конечном итоге — такая красота! Для меня это было открытие его как человека совсем с другой стороны. Его творческий ум и трудолюбивые руки всегда что-то конструировали и создавали: будь то устройство для кабинета автодела, мини-катер для своей семьи или моторчик для изготовления своих макетов.

Я знала больше его как учителя автодела средней школы №2, куда он пришел в 1977 году. Директором тогда был замечательный человек и учитель Николай Алексеевич Кряжев. Вот как он вспоминал приход Владимира Федоровича в школу: «Оценив опытным взглядом имеющуюся обстановку, он предложил создать материальную базу по подготовке водителей категории «С», тогда и отношение к урокам автодела в школе изменится. До него ученики действительно относились к автоделу как к урокам, на которых можно расслабиться. Он же с первых дней организовал ребят на создание кабинета автодела, лабораторного класса и своего школьного автомобиля, на котором можно было бы начать практическую подготовку. Всем нашлось дело: одни готовили схемы, другие разрезы двигателя, компоновали узлы и системы, третьи из нескольких старых автомобилей собирали один. Работа кипела. Ученики до и после занятий, а школа занималась в две смены, не уходили от Владимира Федоровича, не выполнив его поручений. А он пропадал в школе с утра до ночи, так как все делалось под его руководством.

За три года была создана минимальная материальная база и получено разрешение на подготовку водителей категории «С». В 1983 году школа получила новый ГАЗ-52, в 1987 году — ЗИЛ-157, а в 1990 году шефы из совхоза «Красное Знамя» подарили школе легковой автомобиль ИЖ-2715. Стали готовить водителей категории «В» и «С». В группы подготовки начали приходить и девушки, правда, их оставалось немного. Первый выпуск профессионалов состоялся в мае 1982 года. Сдача — 100%».
В связи с юным возрастом учащихся и отсутствием знаний техники у большинства из них Владимир Федорович заметил, что ребята быстро устают. Работу по узучению устройства автомобилей и правил уличного движения он стал разделять короткими паузами — рассказами интересных эпизодов из своей богатой практики или случаев из жизни знакомых шоферов-профессионалов.
В своих воспоминаниях В.Ф.Парфенов (он проработал в школе до 1996 года) пишет: «Должен сказать, что мы добились лицензии и возможности продуктивно работать благодаря активной позиции администрации школы и, в первую очередь, директора Н.А.Кряжева, позднее Е.П.Сорпова и Э.Б.Воробьевой. Поддержку также оказывала заведующая РОНО А.В.Сиротина. За время работы в школе было

Техническая практика, выпуск 1983 г.
Техническая практика, выпуск 1983 г.

подготовлено около 200 человек, в том числе 5-7 девочек. Не могу не отметить ребят, которые любили технику и потому запомнились, это С. Устинов, Н. Кряжев, А. Черепенин, Н. Евдокимов, С. Груздев, А. Кузнецов, братья Фотины, А. Шипов и другие. Многие выпускники стали инспекторами ГАИ, другие были участниками боевых действий в Афганистане, на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Всем им помогли полученные знания по вождению».
Работать в школу Владимир Федорович пришел уже опытным специалистом. В 1956 году после окончания Ивановского автодорожного техникума он был направлен на работу в Ярославскую область. Там был призван в армию, но ввиду того, что мать была на пенсии, а он единственный кормилец, ему была предоставлена отсрочка, и он возвратился в Юрьевец. Вообще, Владимир Федорович — коренной юрьевчанин. Родился перед войной, в 1936 году. Отец был прекрасным мастером-краснодеревщиком, мать работала на фабрике. Когда мальчику было три года, отец заболел и умер, мама работала сутками. Поэтому, как и большинство детей той поры, он рос со своими сверстниками на улице. В большом и дружном дворе на Советской улице собирались дети всех возрастов. Старшие следили за младшими, играли в различные игры, в которых не было жестокости. Зимой с крыш сараев прыгали в пушистые сугробы, а летом забирались в лодку и отправлялись на ту сторону еще узкой Волги. Дети росли свободно, но были очень самостоятельны и ответственны. В техническом классе, 1983 г.Володю ребята любили, он был веселым. Там, где был он, всегда слышался смех. Здесь во дворе в 13 лет познакомился со своей будущей женой Галиной. Почти 15 лет они дружили и ждали друг друга. Он после окончания средней школы №2 хотел стать летчиком, но когда все сдавали экзамены, Володя болел, поэтому поступил в Ивановский автодорожный техникум. Галина окончила Юрьевецкий зоотехнический техникум, два года отработала по специальности и поступила в Кинешемское педучилище. Всю жизнь Галина Вениаминовна проработала воспитателем в детском саду «40 лет Октября». Владимир, вернувшись в Юрьевец из Ярославской области, искал работу. Позднее он вспоминал: «Работы по специальности в те годы (1956-1957) в Юрьевце не было, даже водителем автомобиля невозможно было устроиться. Б.В.Муравьев, который тогда возглавлял районный комитет ДОСААФ, предложил работу в Юрьевецком автомотоклубе техником-инструктором (мастером) в технический класс. Работа заключалась в следующем: автоклуб через военкоматы трех районов Юрьевецкого, Пучежского и Сокольского готовил отобранных комиссией призывников по специальности «Водитель-профессионал» (3класс), 120 человек в год. Кроме этого, по вечерам клуб мог готовить всех желающих на права мотоциклиста и водителя-любителя.
В 1960 году у меня закончилась отсрочка от воинской повинности. Военкомат в то время призывал парней 1941 года рождения. Служить попал в Москву вместе со своими только что выпущенными водителями в ракетные войска ПВО. У нас был режим жесточайшей секретности и подписок. Мои выпускники очень быстро освоились с вождением в Москве. В армии я был начальником автомастерской, зам. командира взвода, служил в автороте. Кроме того, вел занятия с солдатами на повышение классности на 1 и 2 класс. Так что через три года мои ребята демобилизовались со 2-ым, а некоторые и с 1 классом водителя. Приходилось участвовать в параде на Красной площади, а они в то время проводились два раза в год: 7 ноября — Великая Октябрьская социалистическая революция и 1мая — Международный день трудящихся. Майский парад 1961 года впервые демонстрировался по интервидению и прошел без единого ЧП. Меня отпустили в отпуск на 10 суток.
После армии в ноябре 1963 года вернулся в Юрьевец и возобновил работу в филиале теперь уже Кинешемского автоклуба. Материальная база стала лучше, а мы с курсантами ее совершенствовали. Качество подготовки резко повысилось: сдача экзаменов ГАИ с первого раза достигла 98-100%. И так было 21 год. За это время наш филиал подготовил около трех тысяч профессионалов.
В середине 70-х годов демографическая обстановка в регионе ухудшилась: в армию призывать практически стало некого, военкомат с трудом набирал юношей на ведущие воинские профессии. Филиал был закрыт, и я пошел работать в среднюю школу №2, где пришлось начинать все сначала.
За 40 лет работы преподавателем автодела в ДОСААФ (РОСТО) и школе мне довелось обучать этой профессии 2 поколения. Например, отец и сын Якимовы, Фотины, Муллины, Кирилловы, Кульпины, Масленниковы. У последних даже три поколения, так как их дед и отец Егор Масленников перед уходом на пенсию обучался в ДОСААФ на 1 класс в середине 50-х годов».
Тысячи людей — шоферов-любителей и профессионалов — с благодарностью вспоминают Владимира Федоровича Парфенова, его уроки. И учителя, и ученики уважали его как высококлассного специалиста, надежного товарища, готового всегда прийти на помощь, как интересного рассказчика и юмориста. За самоотверженный труд по обучению и воспитанию учащихся Владимир Федорович награжден знаком «Отличник народного образования».

Т.Терешина

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»